№ 212

1775 г. ноября 7. — Донесение вице-президента Военной коллегии ген.-анш. Г. А. Потемкина Екатерине II о необходимости отправить подкрепление отряду ген.-поруч. И. Ф. де Медема, окруженному неприятельскими войсками под Дербентом

Рапортом ген.-м. и астраханской обер-комендант Левин доносит: г-н ген.-поруч. и кав. де-Медем сообщил к нему — хотя хайдатцкой владелец усми Амир Амза и разбит был корпусом его 28 марта сего 775 г. 112, но не чувствуя того, паки собирает из горских народов довольное число войска, да и находящихся при нем с тарковским шемхалом, братом его, и уцмиева людей; и по таким обстоятельствам он, ген. поруч. де-Медем, со всех сторон окружен неприятелем и принужден, укрепясь под Дербентом, стоять неподвижно в одном месте; и требовал по малости корпуса его, чтоб в подкрепление состоящую в Астрахани третью легкую полевую команду к нему отправить. Почему оная с орудиями, снабдя трехмесячным провиантом, а на фураж, по указанной цене и под своз оного, деньгами, 28-го числа минувшего апреля к нему, де-Медему, при майоре астраханского 3-го баталиона Медведеве и отправлена.

Военная коллегия разсудила ген.-аншефу и кав. гр. Петру Ивановичу Панину предложить указом, дабы он, в случае ген.-поруч. де-Медему [156] нужды в людях и его требования, из ближних к астраханскому краю воинских команд учинил подкрепление и приказал бы тамошним командирам в том ему чинить всякое вспоможение.

Помета Екатерины II: Черт велел к Дербенту идти (Красным карандашом на поле против слов: ген.-поруч. де-Медем со всех сторон окружен неприятелем).

Резолюция Екатерины II: Советую возвратить его превосходительство — кратчайшее дурачество из дурачеств есть лучшее (Несколько ниже предыдущих слов на поле, также красным карандашом).

Сб. РИО. СПб., 1880. Т. 27 С. 59, 60.


Комментарии

112. В марте 1775 г. для наказания уцмия (см. примеч. 106) в Дагестан был направлен ген. де Медем. К нему присоединился и шамхал Муртазали. В местечке Иран-хараб они нанесли поражение уцмию. Позже, в мае месяце, отряд м. Криднера с Фетали-ханом вблизи сел. Башлы вновь нанесли поражение уцмию. Но затем Криднер и Фетали-хан оказались окруженными в тесном ущелье, из которого им все же удалось с трудом выйти.

И все же антикубинская коалиция феодалов Дагестана была разбита, а ее участники согласились на мир с условием, чтобы Фетали-хан «не в Дербенте, а в Кубе, ему принадлежащем месте, был». Кавказское командование отвергло эти условия, но сумело примирить владетелей Кайтага, Табасарана, Кази-кумуха и др. См.: Гаджиев В. Г. Роль России в истории Дагестана. С. 144.