№ 164

1769 г. июля 1. — Письмо кизлярского коменданта Н. А. Потапова андреевскому владетелю Темиру Хамзину о запрещении его подданным участвовать в набегах на Грузию

На письма ваши, полученные мною пятого июня, в ответ объясняюсь.

На 1-е, касательное допросимого вами дозволения, чтоб сыну вашему ехать на помочь к грузинскому царю Ираклию, то понеже от выс. е. и. в. двора подданным е. в. народам, то есть кумыкам, чеченцам и протчим, для разорения Грузии ходить во оную накрепко запрещено 97, о чем и вам довольно известно, почему я сего вышняго соизволения собственно разрешить и вашему сыну такое дозволение дать не в состоянии, да и потому, что когда вы от службы для е. и. в. отказались; я ж и не уверяюсь, чтоб грузинский царь Ираклий с имеретинским царем же Соломоном междоусобную брань имели. Следовательно вы и долженствуете не только сына своего, но и протчих подвластных ваших за высокомонаршим запрещением к Грузию не отпускать.

ЦГА ДАССР. Ф. 379. Оп. 1. Д. 722. Л. 61. Запись в журн.


Комментарии

97. Дружеские связи народов Дагестана с Грузией в XVIII в. развивались в чрезвычайно, сложной внешнеполитической и внутриполитической обстановке — нашествие иноземных захватчиков, непрекращающиеся феодальные междоусобицы. В отличие от трудящихся масс, стремившихся к добрососедству, феодальные владетели Дагестана организовывали набеги на Грузию. Нередко выступления феодальных верхов Дагестана подогревались иноземными захватчиками и соседними феодалами, находившимися в неприязненных отношениях с царями Грузии и даже самими грузинскими феодалами, враждующими между собой или с центральной властью. Феодальные набеги крайне отрицательно сказывались на жизни грузинского народа. Ничего, кроме лишения и смерти, эти набеги не приносили и трудовому люду, который вовлекался в эти набеги обманом и угрозами. Поэтому-то трудящиеся горцы в песнях, поговорках осуждали феодальные набеги. В ряде обществ Дагестана в акт передачи наследства включалось условие, что наследник щожет получить завещанный земельный участок только в том случае, если он не будет участвовать в набегах на Грузию. С осуждением набегов выступали известные ученые и поэты Дагестана — Дауд Усишинский, Абубакар Аймакинский и др. См: История Дагестана. Т. 1. С. 283, 284.