268

1723 г. сентября 23 — Политика Турции в отношении России

/л. 119/ Перевод ис письма полученного в Киеве от карешпондента из Яс, минувшего от 23-го сентября нынешнего [1]723-го году о ведомостях турецкой Порты, в котором пишет.

Турки советуют мир с императорским величеством разарвать и войну объявить, прилагая нижеследующия резоны. Первое, за зачатую войну у императорского величества с перисанами и армянами персицкими; второе, за землю Хачемов 159 или персицких армянов, которая от Астарахани даже да Ирена и около Ка[с]писного моря, и говорят турки, что та земля прежде была под владением турским до времени Ибраим салтана, дяди нынешнего Махмет Салтана, а имянно Астрахань, Шарвания, Давистан, грузинской народ. Понеже в то время турки имели войну с немцами и с венграми и не могли тех стран охранить, а персиане и армяне тогда благополучие получили и владетели росийския оными, как кто мог завладеть, о чем /л. 119об./ приказано от Порты и резиденту его [146] императорского величества, пребывающему в Цареграде, чтоб он писал дабы уступили туркам Астрахань добровольно, а ежели не уступят надежду имеют на Бога, что укрепит их оружие и они за правду востанут войною и ожидают о том ежедневно, отповеди, чего для призван был к турской же Порте и посол францужской, и те все причины ему объявлены, которой отповетствовал, что турки вправду имеют всех своих домогатца реченных мест. Притом же пишет о персицкой с турками войне, что Мервезы 160 против перисан возстали и грузинцы туркам поддались. Мервез, которой завоевал несколько городов, у армян ныне обретаетца, у Казбина, а шахов сын у Тебреза, которой теми всеми местами владеет, и для вышеобъявленных мест, которые прежде под турским владением была. Приняли турки от муфтия повеление на войну, против того шахова сына, к чему определен изрумский Ибрагим паша ехать против Ервана, а Обдула паша Каприли оглу 161 против /л. 120/ Мервеза, а Арефий Махмет паша на край Чернаго моря. И вышеобъявленной Ибраим паша уже марш давно восприял и поехал до Ирвана, еже по взятии Тебреза; турки ныне ежедневно ожидают ведомости о завладении Ирвана (В документе Извана). А Абдуле паше по посланному от Порты указу велено ехать до Тебреза и требовать, дабы шахов сын прибыл до Царяграда на время и свое владение оставил Ибраим паше, а ежели добровольно ехать не похощет, то велено ему кроме жен и детей всех разорить и побить досмерти. А к помянутому шахову сыну от Порты ж писано, дабы он тотчас выступил и ехал до Царяграда, будеже не поедет, то учинить против вышеобявленного разание. Да и то к нему, шахову сыну, писано ж, ежели он прибудет до Царяграда и докажет о себе, что он заподлинно сын шахов, то с честию будет возвращен во свояси, а Асану паше повелено указом, ежели ему учинить будет невозможно разговорами или обещанием, то аружием да исправит. А сын Автамана хана 162, которой ныне обретаетца у Тебреза, принял мехометанскую /л. 120об./ веру, за что пожалован от Порты ханством и прислано к нему два бунчюка. На сих же днях привезена до Царяграда человеческая глава, о которой сказывают, что Вехтана хана, но не весьма то уверительно. А о татарах движения никакова не слышно и все тихо объявляют.

Канцелярист Никифор Наковальшич.

ЦГАДА, д. Кабинет Петра I, отд. I, кн. 30, лл. 119-120 об. Подлинник.


Комментарии

159. Хачемы, правильнее «ачемы», употребляется здесь как синоним слова «персы».

160. Мервезы — см. Мир-Вейс, примеч. № 144.

161. Обдула (Абдулла) Кепурлуоглы — командующий турецкой армией, действовавшей в Закавказье.

162. Несмотря на то, что по данным источников Вахтанг VI в это время находился в Грузии, однако, по всей вероятности, здесь речь идет о его сыне Бакаре, который после взятия турками Тбилиси по политическим соображениям принял магометанство и назывался Ибрагимом.