260

1722 г. сентября 3 — Выдержка из протокола, отправленная государственной Коллегией иностранных дел резиденту И. И. Неплюеву о том, что турецкое правительство должно иметь правильное представление о целях и задачах персидского похода

/л. 44/ 1722 г. сентября 3 дня в государственной Коллегии иностранных дел решено отправить рескрыпт к резиденту Ивану Неплюеву пребывающему в Константинополе при турском дворе следующего содержания: Реляция твоя от Царяграда ис Персы июня от 18 под нумером 16-м и притом другая (реляция) ж секретная отпущенные с рейтаром киевским Иваном Шидловским також и посланную с ним рыбу сепей и каракатицы (которых числом сто тринадцать) получены здес в целости и на (оные тебе сим в резолюцию объявляется; что в пришедших в Костянтинополь из Вены курантах явилось, что будто отправлено нашего войска в персицкие границы конницы и пехоты регулярной и нерегулярной сто пять тысяч, и что якобы на украине нашего регулярного войска прибавлено пятнатцать тысяч и обретается тамо всего тритцать тысяч, и что такожде внушают туркам послы аглинской и венецкой. /л. 44об./ И резидент цесаря римского о нашем походе в Персию со сто тысячами войск в намерении тамо взять провинции Ширван и Иривань и Жоржию, и представлять от того Порте не токмо вред но и крайнее разорение и понеже сие все разглашения и внушения веема фалшивые суть, и вымышлены токмо для того, чтоб тем привесть Порту в какое подозрение от нас, того ради надлежит тебе оные пристойным образом при Порте и государю потребно будет опровергать, обявляя о нашем походе в Астрахань против того, как здесь турскому Миралему Мустафе аге сообщено и [128] к тебе о том писано в наших рескриптах 20-го июня сего году с куриером ж о том Чегодаревым отправленных с присовокуплением к тому следующаго, что войск наших толь великаго числа, как в Костянтинополе разглашено, в Астрахань не пошло, но отправлена туда некоторая часть оного для получения сатисфакции над персидскими ребелями, которые в Шемахе наших подданных /л. 45/ купцов побили и на великую сумму товаров их пограбили и ради опасения наших пограничных мест от нападения тех и других ребелев перских, о которых подлинную ведомость имели, что не упустя времяни собравшись с войском, нападение на наши пограничные места учинить намерены были; такожде и для сочинения безопасного купечества наших подданных в Персию; и что и на украине войск наших не прибавлено, но обретается со оной токмо те, которые тамо всегда на квартирах стояли и прибавливать причины не имеем, понеже з блистателною Портою вечной мир имеем и от оной обнадежены, что она сей вечной мир снова ненарушимо содержать изволит, такожде надлежит тебе Порте впредосторожность фалшивых разглашений дать знать, что хотяб наши войска и принуждены были к Шемахе для сатисфакции над вышеозначенными ребелями итти, но оные к турецким границам в Жоржию и Армению не будут приближатца /л. 45об./ и ни в горы итти, токмо подле берегов Каспийского моря маршировать имеют, в чем можешь Порту накрепко обнадежить.

Что же английской посол, 154 будучи у везиря на аудиенции (как тебе от известного приятеля сообщено) говорил оному первое, что будто мы вознамерились начать войну во Европе; а имянно против дацкой короны, второе о супружестве внука нашего с племяницею цесаря римского и прочая и сие все веема неправда, ибо как первого, так и другова, не токмо в каком действе, но и в намерении у нас никогда не было, и нет; и аглинской посол по имеющей злобе короля своего 155 к нам то вымышляя фалшиво разглашает и надлежит тебе оное и другие подобные тому впредь случившиеся от помянутого аглинского посла разглашении опровергать и уничтоживать и в потребное время внушить тебе Порте, что аглинской посол те фалшивые о нас разглашения чинит для того, чтоб нас чрез то у Порты /л. 46/ привесть в подозрение и дабы Порта ведая о том, впредь никаким представлениям и внушениям аглинской стороны веры не подавала.

Р. S. При сем посылается к тебе книга печатная регламент наш о управлении адмиралтейства и верфи и о должностях Коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при адмиралтействе обретающихся для твоего известия. [129]

Канцлер граф Головкин

Андрей Остерман

Обер секретарь Иван Юрьев

Помета: Сего протоколу отправлен рескрыпт вышеписанного ж числа с куриером Иваном Чегодаревым, при котором приложена вышеозначенная в нем выписка, да вложен секретной рескрипт под № 10-ым в особливом конверте за печатью; а регламент отдан тому куриеру в руки за печатью.

АВПP, ф. Сношении России с Турцией, 1722 г., д. 4, лл. 44-46, 49 об. Копия.


Комментарии

154. Английским послом в Константинополе состоял тогда Абрам Станьян.

155. Георг I — (1660-1727) — английский король с 1714 по 1727 год и курфюрст ганноверский (под именем Георга Людвига с 1698 по 1727 год).