18

1708 г. августа 26 — Челобитная Сафара Васильева о выдаче ему денег за провоз товаров из Персии в Москву

/л. 13/ Державнейший царь государь милостивейший.

В прошлом, государь, 1707-м году выехал я, нижеимяиованный ис Персиды в Астрахань про ваше царское величество обиход с некоторыми вещьми и из Астрахани, государь, отпущен я к Москве и дана мне астраханская подорожная, по которой мне велено давать по пятнатцати подвод. И приехал я в Царицын и воевода по подорожной подвод мне не дал и я наняв от Царицына до Москвы подводы своими деньгами, о чем подлинно в Посольском приказе свидетельствует в доносительном письме Казанского полку порутчика Ивана Тарсалаева.

Всемилостивейший государь, прошу вашего величества, вели, государь, те мои данные на наемные подводы деньги выдать потому по нашим армянским договорным статьям на подводы прогоны велено давать ис приказу.

Шаховой области армянин Сафар Васильев.

***

1708-го августа 26-го дня.

Выписать.

И в государственном Посольском приказе выписано.

В прошлом 1707-м году майя в 30 день великому государю [31] дарю и великому князю [Т.] писал из Астрахани /л. 13об./ боярин и воевода князь Петр Иванович Хованской с товарищи, что де в Астрахань в приезде из-за моря шаховой области армянин Сафар Васильев с сыном, и в приказной избе подал челобитную, в которой написано, что послан он от шаха к купчине, которой ныне на Москве, и дабы ево из Астрахани отпустить к Москве к нему, купчине, и дать провожатого. И по тому де ево челобитью из Астрахани он, Сафар, и с сыном к Москве отпущен и послан с ним в провожатых до Москвы Казанского полку порутчик Иван Тарсалаев.

А по астарханской подорожной велено тому армянину с сыном от Астрахани до Москвы давать по 15 подвод ямских.

И по отдании вышеписанной провожатой отписки в Посольском приказе сказал: как де с тем армянином приехал на Царицын и в Царицыне де воевода Афонасей Турчанинов сказал им, что Волгою рекою ехать им за пролитием вешней воды и для разбою невозможно, и за тем с Царицына отпустил их на Паншин, а подвод, на чем ехать, не дал. И армянин Сафар Васильев нанял /л. 14/ тринатцать подвод до Паншина, за которые платил на подводу по десяти алтын. А ис Паншина до Козлова он же, армянин, нанял по четыре рубли на подводу, а от Козлова до Москвы нанял он, армянин, одиннатцать подвод, по рублю по дватцати алтын на подводу, потому что и в Козлове по той подорожной подвод не дано ж и сказано, что давать не довлеет, потому что де писана та подорожная иным путем, а подлинная скаска за рукою вышеписанного порутчика в Посольском приказе в приезде и в отпуску персицкого купчины в столпу.

И ныне великому государю царю и великому князю Петру Алесеевичю [Т.] армянин Сафар Васильев бьет челом: в прошлом де 1707-м году выехал он ис Персиды в Астрахань про его, великого государя обиход с некоторыми вещми и из Астрахани де отпущен он к Москве и дана ему астараханская подорожная, по которой велено ему давать по пятнатцати подвод, и приехал де он в Царицын и воевода по той подорожной ему подвод не дал и он от Царицына до Москвы нанимал подводы своими деньгами, в чем подлинно в Посольском приказе свидетельствует /л. 14об./ в доносительном письме Казанского полку порутчика Ивана Тарсалаева.

И великий государь пожаловал бы, ево, армянина, велел ему те ево даныя на вышеписанныя подводы деньги выдать, потому, что де по их армянским договорным статьям на подводы велено давать ис приказу.

А в договорных армянских статьях написано.

Приезд их ис Персицкой земли в Астрахань и к Москве, также и назад ис порубежных городов до Москвы и до Астарахани, [32] как в стругах водою, так и сухим путем возами на подводах по указу великого государя с провожанием и з бережением во всем 15 от ратных людей и от разбойников имеет быти в целости. /л. 15/ И буде великий государь армянина Сафара Васильева пожалует, велит ему по ево челобитью на наемные подводы, которые он деньги подвочиком платил от Царицына чрез Паншин и Козлов до Москвы выдал.

И тех денег иметца дать:

От Царицына до Паншина ото 10 алтын на подводу, итого 3 рубли 10 алтын.

От Паншина до Козлова по 4 рубли на подводу, итого 52 рубли. От Козлова до Москвы на 11 подвод по рублю по 20 алтын на подводу, итого 17 рублев 20 алтын.

Всего 73 рубли 16 алтын 4 деньги.

/л. 15об./ А даютца прогонные деньги армяном, которые приезжают из Астарахани к Москве, также с товары за море и в Персиду на ямские подводы по договорам армянским из ратуши, потому что с тех армян пошлина и провозные деньги емлютца в таможню.

А персицким купчинам и армяном, которые бывают в приездах на Москве, кроме торговаго промыслу прогонные деньги даваны ис Посольского приказу.

Справил Иван Губин.

Взять у армянина Сафара Васильева вещам, которые он про обиход государев из Астарахани к Москве вез, роспись за рукою.

И по вышеписанной помете Сафар Васильев сказал, что де на вышеписанных наймывая он на свои деньги подводах вез про обиход великого государя персицкое, церковное в десяти сундуках, да уксусу бочка, а под тем питьем и уксусом было двенатцать подвод, а на достальных ехал он, Сафар, с сыном и с челядники, и то все у него принято, а денег ему ево за те наемные подводы не дано.

***

1709-го февраля в 21 день. По Указу великого государя слушав вышеписанного челобитья и выписки постельничей и ковалер граф Гаврило Иванович Головкин 14 да тайной секретарь Петр Павлович Шафиров с товарыщи приказали те деньги семьдесят три рубли с полтиною армянину /л. 16об./ Сафару Васильеву выдать из ратуши и о том в ратушу послать память.

ЦГАДА, ф. 100, 1708 г., д. 5, лл. 13-16 об. Копия.


Комментарии

14. Головкин, Гавриил Иванович (1660-1734) — первый государственный канцлер в России, видный дипломат и государственный деятель петровского времени. С 1706 г. стоял во главе Посольского приказа. С 1709 года был возведен в звание государственного канцлера, в котором оставался до конца жизни.