История о духовном завещании Имеретинского царя Арчила.

Бишинг сказал, а Галем повторил, что Царь Арчил умирая, передал Петру I-му права свои на Имеретинское Царство. 1 Искав долго точного списка с Арчилова завещания, я получил теперь оный от Графа Ф. А. Толстого из его Библиотеки. Хотя сия бумага и не вполне подтверждает Бишинговы слова; но я решился сообщить ее публике, с кратким известием об Арчиле, и с изъяснением некоторых мест его Духовной.

П. Б.

__________

Родитель Арчила Вахтанг Багратион царствовал в Картлии и Кахетии с 1660 года. [204] Он исповедовал Магометанский закон, и назывался Шахнавазом. В то же время Имиретиею повелевал Баграт, ослепленный мачихою своею, сын Царя Александра, давшего-за себя и за преемников своих Государям нашим присягу 1651 года, быть с народом своим в холопстве их, пока свет стоит.

Картлия и Кахетия находились тогда издавна под верховным господством Персов; а над Имеретиею и соседними странами, лежащими на берегах Черноморских, владычествовали Турки с 1576 и 1603 года. 2

Вахтанг силою оружия покорил Имеретию, и скипетр ее вручил сыну своему Арчилу. Но как пользам Турков противно было видеть сие царство в повелениях данника Персов, то они скоро вытеснили его и возвратили Державу Баграту.

После сего Вахтанг дал Арчилу во владение Кахетию; а Картлию, при смерти своей, [205] последовавшей 1676 года, вверил Георгию, младшему сыну. Георгии был Магометанин, и потому пользовался покровительством Персови, имевших в то время войско свое в крепости Тифлисской. Арчил домогался восстановить права первородства; но посягая на Картлию, потерял и Кахетию, которую Георгий присовокупил к своей короне. Тогда Арчил уклонился в Имерстию под кров свояка своего Царя Баграта, забывшего прежние обиды.

Из сего убежища Арчил, чрез Посланника своего, Архимандрита Макария, умолял 1681 года Царя Феодора Алексеевича оборонить от Магометан Иверийские церкви, самого же его принять в Российское подданство. На последнее оказано по единоверию снисхождение, и Арчилу дано позволение приехать в Москву.

Скоро потом Феодор Алексеевич скончался. Арчил, приведенный сим происшествием в нерешимость, немедленно повторил прежнее прошение пред Царями Иоанном и Петром. Они подтвердили отзыв своего предшественника; почему Арчил, прибыв с семейством в крепость Терки 30 Апреля 1683, препровожден оттуда в Астрахань. [206]

Здесь встретил его присланный от Дdора Окольничий Князь Волконский, который 16 Августа поднес Арчилу Грамоту на принятие его в Российское подданство, и Государские подарки; по притом по воле Монаршей предложил ему иметь пребывание в Терке, дабы он, находясь ближе к отечеству, мог удобнее воспользоваться благоприятством обстоятельств.

Такое объявление было для Арчила неожиданно, и поразило его до слез. Отвечав К. Волконскому, что жить столь близко к землям Шаха и к Горским и Кумыкским владельцам ему опасно, послал к Государям прошение, чтобы хотя дети его взяты были в Москву. На сие изъявлено согласие, и два сына Арчиловы, десятилетний Александр и осьмилетний Матфей, 28 Апреля 1684 отправлены в столицу с помянутым К. Волконским, и прибыли туда 10 Августа, имев в свите своей из Грузин 4 Князей, 8 дворян и служителей обоего пола 55 душ. Арчил же возвратился в Терки с супругою своею Екатериною Давидовною, внучкою бывшего Кахетийского Царя Теймураза, трехлетним сыном Давидом и дочерью Дариею. [207]

Из Терки он не преставал преклонять к себе внимание Царей Российских, и скоро обрадован был позволением на прибытие в Москву. Арчил приехал туда с семейством 1685 года, в сопровождении Думного Дворянина Ловчикова; пожалован деревнями, и 13 Сентября 1686, по указу Государей внесен с потомством его в Родословную книгу Князей и дворян Российских под именем Царя Имеретийского.

Однако Арчил не с тем явился в России, чтоб в недрах ее предаться покою; отчизна не выходила из его мыслей; он просил у Царей наших вспомогательного войска для освобождения ее от врагов; и хотя получил одно обнадеживание, что по прекращении войны России с Портою, Грузия при мирных переговорах забыта не будет: не смотря на то, спешил для действий в Кавказ с старшими своими сынами.

Прибыв в Осетию, он составил там некоторое ополчение, и покусился овладеть Имеретиею во вред царствовавшего там с 1683 года Багратова сына Александра. Сначала Арчил встречал одни неудачи, и дети его, [208] оставшись в Осетии, переносили недостатки даже в пропитании, и принуждены были возвратиться к матери в Москву; но 1691 года он успел покорить столицу Имеретии, Кутаис. Счастие однако польстило ему на короткое время: чрез 13 месяцов Турки опять выгнали его и восстановили Александра, коего потомки долго в сей стране господство сохраняли.

Арчил еще несколько лет странствовал по Кавказу, и наконец прибыл в Москву 1699 года. Он не нашел уже в семействе своем двух сыновей: смерть похитила Давида 1688, и Матфея 1693 года. Надежда его покоилась еще на Александре, который с 1697 года находился при Петр I в путешествии но Европе, учился в Гаге Артиллерии, и 1700 года, имев чин Генерал-Фелдцейхмейстера, начальствовал Пушкарским Приказом; но и сей, к горести родителей и супруги, быв взят в плен Шведами под Нарвою, умер в Стокгольме. Арчил, изнуренный превратностями и летами, скончался в Москве 1713 года, и погребен в Донском монастыре. Царица Екатерина последовала за ним 1719, а невестка, бездетная вдова Александрова, [209] Глафира Ильинишна, 1720 года. 3 О Царевне Дарии не имею я известий.

Таковы были главнейшие происшествия Арчиловой жизни! Лежа на одре смерти, он начертал к Петру I следующее письмо, названное завещанием Духовным. 4


«Всемилостивейший Царь Государь!

При самом последнем моем издыхании, Вашему Царскому Величеству, всепокорно подданнейший вам,

доношу.

Как един вход рождением человеку на трудв житие, тако един исход смертию есть на покой: смерть бо мужу покой есть. [210]

Сему общему игу, возложеному за грех на сынов Адамлих, последовал и я в житии моем многобедственном.

И каковых бед, напастей и скорбей бремя понес, о том несть глаголаши подробну. Вся же сия терпех (свидетельствуюсь Всемогущим Богом) за Христа моего, Ему же живу и умираю, и за истинную Восточную Православную Христианскую Веру, за которую не токмо земного моего Царства, и любимого моего отечества, и сладчайших моих чад, и всего имения и славы, но многажды и самые жизни моея бедствовах лишитися.

И се ныне услыша Господь глас плача моего, и вземлет живот мой по своей его ко мне благодати.

И вем, яко смерть грешником люта, обаче и сие слышах, яко несть греха, побеждающего человеколюбие Божие, токмо да покаешися чисто. Слыша от Него: яко веруяй в Него, аще и умрет, жив будет, тем же и уповаю крепко на благодать Бога моего, яко веру мою, ею же в Него веровах, вместо дел вменит ми, и не оставит мя без надежды спасения моего. Прочее ныне скончах течение жития моего бедственного, и в [211] доброй Христианской надежде испуская дух мой глаголю ко Творцу моему: Отче мой! в руце твои предаю дух мой.

Ко Твоему Высокомонаршескому Величеству, аки самую вашу Царскую особу зря, слезно вопию: Отче мой! Господи мой! Царю милостивый! в руце твои предаю дом мои и сущих в нем. Тебе оставляю нищии, сири и пришельцы; ты буди им помощник и не остави их во время старости, внегда оскудевати крепости их. К моему же последнему гласу утеса твоя преклони: аще в чем от невнимания моего пред Вашим Царским Величеством погрешил, прощения прошу слезно.

Остававшуюся по мне бедную дщерь мою Царевну и прочих, Вашим Высокомонаршим оком благоволи Государь милостивно призирати, не ради их и наших слез и странства, но ради Самого Христа, излиявшего за нас бесценную свою кровь, и ради вечного имени Царского славные Державы твоея. Ибо и Александр, оный Македонский Царь, не тако за храбрость и за победы, како за милость и за снисхождение ко иноплеменным и подданным своим прославися во всем свете; и не толико Дария победив, елико к матери и к детям [212] его милосердие явив, победительство показа всей вселенней.

Аз, яко победный Твой, о сем прошу: вотчимам и маетностям, коими, по Вашей Государевой милости, мы подданнейшие пожалованы, не вели Государь и после нас брать от дочери нашей и наследников наших, кого Бог пошлет; по да повелит Ваше Величество подтвердить, оным быть за дочерью моею, чтоб не отъемлемо ей с домашними было чем без нужды и без докук пропитатися.

Надеялись мы возновить чрез сынов наших наследие фамилии, которая много сот лет влекущися, владела Иверскою к прочими землями 5; но Богу тако не изволившу. Се ныне по нас оставляется еще дщерь наша, чрез которую силен Бог возновити фамилию нашу, аще обрящется лице, приличное к сочетанию законному, обаче с обеих стран с добрым согласием. И о сем прошу Вашего отеческого милосердого к ней призрения. Ибо чрез такие лица возновляется фамилия, и сие во Азийских и Европских Дворех держится [213] обыковенне. Таким образом прежде сего дважды рол наш обновлялся 6; по нужде 6о не токмо обычаю, но и закону применение бывает.

Имеретийскому Государству и прочим землям изныне под высокомонаршим именем и зпщищением Вашего Величества сущим, во всяких их церковных и гражданских нуждах, Вашу Царскую десницу на помощь простирати не оставь: ибо в руце Твоей жребий их. И как издавна предков Ваших Государевых, так и Вашего Величества под обороною до сего времени и впредь быти желают 7.

Дворянам и всяких чинов из языка нашего людям, которые при нас в Москве жили, и после нас из нашей земли приходить к нам будут, да повелит Ваше Величество приходить и отходить невозбранно по преждему; а быть им приставниками в долу нашем по бывшему при нас обычаю непременно.

Сие последнее мое прошение предлагая Вашего Царского Величества подножию, слезно прошу, засвидетельствуясь хотящим судити всех нас Творцем Богом, и целую мысленно [214] Твою Царскую десницу, с доброю надеждою, что получу просимое, и с тем отхожду ко Отцу моему и Богу моему. Аминь».


ОБЪЯСНЕНИЕ.

I.

О начале Багратионов, царствовавших в странах Грузинских с IX века по Р. X. находятся следующие известия:

Константин Порфирородный слышал, что Цари Иверийские его времени происходили от детей Царя Давида и Вирсавии, жены Уриевой, коих потомки переселились в Иверию в V или VI столетии Христианского летосчисления. Сие сказание было бы достойно вероятности потому, что Грузины и теперь называют обитающих в Картлии Евреев Уриа; но нельзя опровергнуть свидетельства Иосифа Флавия, что сын, рожденный Вирсавиею от Давида прежде брака, умер во младенчестве 8.

Бишинг, ссылаясь на бумаги Арчиловы, говорит, что семь сынов Соломона, двадцать шестого потомка Клеоны, упоминаемого в Евангелии, проданы в виде невольников Царице [215] Грузинской Рахили, и один из них, Бакар, имел счастие ей понравиться столько, что она вступила с ним в брак по смерти супруга своего Арчила, скончавшегося без наследников 9.

Грузинский Царевич Давид объявляет, что оные семь потомков Клеопы переселились из Иерусалима в Армению, и приняты там соответственно происхождению своему от Царя Давида; один остался в Армении, ясе же прочие водворились в Грузии, где старший из них, Гурам, получил от а, Царя Стефана I чин Спаспета, и по кончине сего Государя, не оставившего потомков, возведен на престол Грузинский Императором Юстинианом 10.

В сей повести о Гураме обнаруживается неверность, которая состоит и том, что Гурам, по тщательнейшему изысканию, был не Багратион, а принадлежал к Хозроянской владетельной династии Иверийской, происходя от Царя Вахтанга, прозванного Персами [216] Горгасланом или Волколевом, славного в летописях Грузинских. Вахтанг знаком был Византийцам под именем Горгона и Гургена. Когда Кабад, Государь Персидский, вознамерился Армянских и Грузинских Христиан обратить насильственно огнепоклонению, Горгон, или Горгаслан, около 521 года, удалился навсегда из отечества к Императору Юстину; но правнук его Гурам, из пределов Восточной Империи прибыл в Иверию для принятия Державы ее 590 или 591 года, во времена Императора Маврикия, и оставил сына Стефана II, который введя в Тифлис Персидское охранное войско, погиб на сражении с Императором Ираклием 626 года 11.

Но скрою однако, что некоторые Цари Багратионы в ХVII и XVIII веке сами себя называли происходящими от Иесея, Давида, Соломона и Багратиона, как сие в подлиных грамотах видеть можно, и даже в герб свой поместили Давыдовы гусли и пращу; напротив, Царь Александр, властвовавший в Кавказе над всеми областями Грузинскими до 1437 года, в большом титуле грамоты своей, [217] данной Иверийскому Духовенству на разные преимущества, не обнаруживает притязания своего к Давидову племени 12.

Показав такие разнословия о начале рода Багратионов, обращаюсь к источникам более чистым.

Арменские Писатели свидетельствуют, что по опустошении Иудеи Навуходоносором 606 года до Р. X. явился в Армении между именитыми пленниками Иудеянин Самбей, который приобрел в наследство потомству своему первые в Армянском Царстве Государственные должности, и произвел Багратидов, начальствовавших в четвертой Армении, на берегах Евфрата; а когда Армения разделена была в VII веке по Р. X. между Римлянами и Персами, в части последних получил правление один из сих Багратионов Сумбат, коего род сохранил оное и при господстве Аравитов, простершихся из Армении в Грузию и Лазику 693 и 695 года. Города Бан, Нахчеван, Карс, Мори и другие составляли принадлежность Багратидов; столица же их была [218] в r. Ани при р. Арпачае. Византийцы утверждают, что сии владетели основали в Мощских горах город Адрапуч, лежащий ныне в Ахалцигском Пашалике, славившийся в свое время крепостию, обширностию и торговлею, и что область оного ограничивалась реками Акампсисом или Чорохою и Ачарою 13.

Теперь, сличив объявления Арменские, Византийские и Грузинские, уверимся, что когда в Грузии царствовал Арчил II, в то же время Адранучем владел Паекратий, или Баграт сын Давидов, племянник Снандиата, умершего бездетным. Привлеченный любовию Рахили, супруги Арчила, Баграт вступил в службу его 833 года, и по падении сего Царя под мечем Аравнтов 850 года, сочетался браком с его вдовою и получил от Константинолольского Двора чин Магистра. Хотя к правлению он но был допущен, ибо Царскую власть удержали при себе сыны Арчиловы, Иоанн и Джуантер; но когда тот и другой [219] скончался без потомства, пресекли собою поколение Хозроян, продолжавшееся в Грузии около 590 лет, тогда открылся путь к престолу детям, рожденным Рахилею от Баграта. Старший из трех сынов их, Магистр Адраноз, принял Державу 889 года, облечет, вместе с тем в достоинство Куропалата от Императора Леона Любомудрого, и царствовал до смерти своей, последовавшей 922 года. Сей-то Адраноз был первый в династии Багратионов, которые тогда же утвердили господство свое в Кавказе по всем землям Грузинского народа, и продлили оное в Иверин и Колхиде до наших времен. Дом их пользовался покровительством Императоров Восточных, которые возлагая на Царей Грузинских титло Куропалатов, долго считали их подданными своими; но сии Цари не разрывали согласия и с Аравитами, пока могущество Калифов не было опровержено Турками 14. [220]

Ясно, что Багратионы суть древние Арменские Багратиды. По крайней мере никак нельзя оспорить, что они влекут имя свое от Адранозова отца Баграта, и что с сей точки простирают существование своей фамилии чрез ряд, десяти столетий.

II.

По смерти Царя Георгия III, осьмого Адранозова потомка, неоставившего сыновей, приняла Грузинскую Державу дочь его, девица Тамара. Подданные желали видеть ее в супружестве, и на тот конец вызван был младый Российский Князь Георгий, сын Андрея Боголюбского. Брак совершился 1177.; но 1180 раздорами расторжен. Тамара 1181 вступила во вторый с некиим Князем Давидом, и родив от него сына Георгия и дочь Русудану, 1198 год скончалась. Георгий держал кормило правления в те времена, когда Монголы все порабощали, куда лишь достигали. Он имел смелость сразиться с ними 1221; но потеряв войско, умер с печали. Не быв в законном браке, Георгий оставил от наложницы [221] малолетнего сына Давида. Народ Грузинский не допустил сие дитя к наследованию престола, а вручил скипетр Царевне Русудане, которая была вторая и последняя из жен, обладавших Грузинскими странами, Русудана вступила в супружество с Князем Тургулом Тавдгиридзе, и возобновила род Багратионов сыном Давидом. Монголы сделав на Грузию новое победоносное нашествие 1228 года, обоих Давидов отправили к Верховному Хану Угадаю в виде заложников, назвав законного Сосланом или красивым, побочного Нарыном или гостем. Русудана следовала за своим сыном, и в пути скончалась. Монах Карпин видел в Орде сих Иверийцев и наименовал Нарына справедливо Давидом, но Сослана Михаилом. По восшествии на престол Хана Каюка 1246 года, оба отпущены в отечество; и поелику Монголы не имели обычая различать законных детей от побочных, то Сослану вручили Картлию, Кахетию, Атабаг и Ширван, а Нарыну Имеретию, Гурию, Одыши, Мингрелию и Апхазию или Жикет. Такое разделение сих стран, бывших пред тем под правлением единовластным, несколько раз нарушалось и [222] возобновлялось 15; наконец в наши дни они опять соединены в одно тело под Державою Российскою, кроме Области Атабага, превращенной Турками в Пашалик Ахал-цига, составляющий также древнейшее Грузинского племени достояние.

П. Бутков.

Ноябрь 1831.


Комментарии

1. Биш.: Азиа и Аравия стр. 188; Гал. в Жизни Петра В. III — 9.

2. Историч. изображ. Грузии стр. 31, 32, 91; Ист. Груз. Царев. Давида стр. 100; О юноше Кн. Амилахорове стр. 21, 26; Древ. Российск. Вивл. V, 135–251; Турец. Ист. Миньгота III, 174; Опис. Каспийск. моря стр. 310; Летописец Дрехслера стр. 130; Цареград. письма стр. 269, 270; Шардень, Рикош, Граф Марсельи.

3. Историч. изобр. Грузии стр. 32–35; Ист. Груз. Ц. Дав. стр. 100, 101; о юноше Кн. Амилах, стр. 20; Древн. Рос. Вивл. XV, 306, 320, 322, 323; Собр. зап. о Петре В. Туманского V, 302; Родосл. Князей и Дворян Росийск. Путевод. к древнос. и достопам. Москвы IV, 87 и пр.; Деяния Петра В. II, 32, XII, 335. Поденные записки Петра В. I, 21.

4. В сем списке нашлось несколько неважных описок: некоторые я исправил, не удаляясь от мысли сочинителя.

5. См. ниже в объяснениях I.

6. Там же II.

7. В сем параграфе я не переменил ни слова.

8. Memor. Popul. Iberica; Древн. Иудейские кн. VII гл. 7.

9. Биш. в Азии и Аравии стр. 182, 183; Евангелие от Луки XXIV, 18; от Иоанна XIX, 25.

10. Ист. Груз. Ц. Дав. стр. 51, 52. Стефан царствовал около 563 года. Спаспет, высшее военное достоинство в Грузии, то же что Сардар у Персов.

11. Memor. Popul. Iberica et Lazica. Ист. Груз. Ц. Дав. стр. 47, 48; о юноше Кн. Амилах, стр. 15.

12. Некогда я имел в руках моих упоминаемые здесь грамоты.

13. Historia Armen. Mosis n. L. I, c. 21, I, II, c. 3, 7, 8, 13, 23. L. Ill, c. 6, 9. Memor. Popul. Iberica et. Avasgica. Ист. Армейская Шамирова стр. 128, 129 и след. Адрануч, в подроб. карте Грузии, напеч. 1819 г., назван Ардагар.

14. Memor. Popul. lberica. Ист. Армен. Шамир. стр. 142. Бишинг в Азии и Аравии сыр. 182, 183. Ист. Груз. Ц. Давида. О юноше Кн. Амилахоров.

15. Гербелот в Восточ. Библиот. стр. 261. Ист. Г. Р. Карам. III. 135, XI, 67. Карпин стр. 24, 66, 91, 106, 107. Ист. Изображ. Грузии стр. 15, 16, 17. Ист. известия о Грузии стр. 72. Ист. Груз. Ц. Давида стр. 68–77. О юноше Кн. Амилах. стр. 18.

Текст воспроизведен по изданию: История о духовном завещании Имеретинского царя Арчила // Северный архив, Часть 12, № 23-24. 1822

© текст - Бутков П. Г. 1822
© сетевая версия - Thietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северный архив. 1822