№ 95

1786 г. сентября 18. — Прошение вдовы Туманишвили Ираклию II о непокорности ее крепостного Маргишвили и резолюция царя

Да обратит бог недуги счастливого царя на сироту Туманишвили Георгия — Зураба. Милостивый царь, Маргишвилеви являются нашими крепостными крестьянами и из них один брат был в плену и вернулся оттуда, явился к нам и признал наше над ним крепостное право и он не может этого отрицать. Впоследствии он разделился со своим старшим братом и соединился с младшими братьями. Двадцать лет прошло, как он с плена вернулся, все это время жил на моей земле и признавал себя моим крепостным, теперь же он начал злодействовать. То вас беспокоит, то счастливую царицу, то сыновей Ваших. Старается, чтобы ускользнуть от нашей крепостной зависимости. Вы являетесь благодетелем сирот и правдивым судьей, коленопреклоненно умоляю — не лишайте меня крепостного, которым я владею по праву моих отцов, да поможет тебе бог. [162]

Обращаюсь к божьему и вашему правосудию, а он с помощью денег (тетри) отрицает свою от нас крепостную зависимость. Вам надоедает и меня понапрасну беспокоит. Если он из зависти своим братьям меня беспокоит, то при чем я тут. Да даст бог вам долголетия, помогите.

18 сентября, 1786 года.

Наверху резолюция: Наше повеление таково: нами так установлено — когда пленный вернется, один месяц или два месяца у кого пробудет крепостным, то уже не имеет права уйти от него. Столько лет он пробыл крепостным у своего князя, если бы даже он не был его крепостным, то все же не имеет права уйти от его крепостной зависимости, так как он столько лет был его крепостным.

И если тот человек имеет что сказать, пусть нам доложит, но если окажется неправым, то будет отвечать (сильно наказан).

Царь Ираклий.

ЦГИА ГССР, ф. 1450, кн. 37, док. 82. Копия.