№ 42

1771 г. сентября 3. — Прошение Давида Эристави Ираклию II об освобождении его горных крестьян от подати ”кодис пури” и царская резолюция

Да обратятся волею всемогущего бога ожидаемые постигнуть счастливого царя недуги на голову Эристави Давида. А за сим его величеству докладываем о следующем. Воистину верьте, что для служения вам я никогда не жалел свою страну и для этого и впредь не буду жалеть ее, но молю тебя о том, чтобы мой народ служил вам по силе своих возможностей. Я откровенно говорю, что я, совместно со своим братом, смертью и кровью или каким-нибудь другим делом готов более усердно, чем мои соотечественники, служить вам. Но молю вас о том, чтобы не разгневались на мою просьбу, когда я буду говорить правду о тех крестьянах, которых Вы нам пожаловали. Доклад мой о том, что люди мои, которые выше Меджврисхеви [122] поселены, ни землями, ни состоянием не живут лучше своих соседей. На всех жителей Картли возложено, чтобы они с каждого дыма преподносили вам по три коди пшеницы и ячменя. Но на моих крестьян, которые малосостоятельны, возлагается по пяти код с дыма, а с первого, по состоятельности, с дыма взимается по 18 код и не знаю — в чем здесь причина? Если же Вы изволите сказать, якобы у меня имеется много крестьян, то это теперь не тайна.

Когда я и мой брат учинили меж собой дележ нашего состояния, то тогда все наши люди были описаны, об этом все реестры (”давтари”) имеются у Ваших секретарей. Эти реестры нужно проверить. Некоторые из моих крестьян выселились в Кахетию, некоторые несостоятельны и бедны, а некоторые целыми селениями вовсе выселились; есть и такие, которые имеют ”барати” (Документ об освобождении от повинностей), а также прошу милости, чтобы и это обстоятельство учли. А если изволите иметь в виду моих горных крестьян, то с них со времени ваших предков из урожая никогда ничего не взимали. Начиная с Рачи до самого Дагестана, все эти горные крестьяне являются вашими подданными и если какую подать возложите на них, то они что могут сказать, чтобы не преподносить Вам таковую. И еще об одном докладывается Вам: пусть бог вашим недругам создаст такие большие трудности, в каковых находятся жители Гвердисдзири. Выше, начиная с Меджврисхеви, все, особенно в этом году, когда убили Рамаза Хмаладзе, и он, и от него отделенные все свое имущество так потеряли, что у них абсолютно ничего не осталось от такового. И селения так потеряли свое имущество, что и у них ничего не осталось от такового. Арцеви выселился и имущество потерял. Кто в Икорта жил, имущество и они потеряли. И Пурцеладзе потерял свое имущество, потеряли свое имущество и жители Кулбита. Кроме этого Пурцеладзе, Зардиашвили, Ксуиси и половина Дици так были побиты градом, что из своего урожая вовсе ничего не получили, а об убытках, каковые имелись в горних селениях или в Колотеби и Осетии, о них уже и нечего Вас беспокоить. Мой доклад и моя просьба заключаются в том, чтобы Ваши чиновники под [123] присягою определили (уточнили) бы у моих чиновников — кто может платить подати, а кто нет, и об этом донесли бы Вам, и только после этого взимали бы с них подати лишь только по 3 коди с дыма, как взимается с другого, с верхне-карталинского крестьянина. О том еще прошу вас, чтобы об этом вы сейчас же дали повеление, и еще об одном молю, наше величество, чтобы с меня податей не брали в таком размере, в каком берете с других князей — помещиков, потому что мне и моему двоюродному брату ежедневно на еду нужно семь коди, ежедневно покупаем пшеницу, и в этом году, когда Вы вместе с армией уехали из Гори, мною куплено пшеницы, не считая своего двоюродного брата, на тридцать туманов рублей. Да разразится на меня Ваш гнев, если это неправда. Вместо пшеницы и вина я бы мог служить вам чем-нибудь другим. Написано сентября 3, 1771 года.

Резолюция Ираклия: ”Сударь сахлтхуцес Давид и мдиванбег. После этого с горных крестьян ксанского Эристава, на предков которых нашими дедами и отцами не были возложены подати кодис пури, теперь и мы не требуем, и на которых из долинных крестьян были возложены подати кодис пури, те должны таковые вносить нам, за исключением горных крестьян. Всех крепостных крестьян, проживающих на землях ксанского Пристава, где взимаются подати кодис пури, опишите и с них подати, кодис пури взыскивайте в таком размере, в каком наложено в Картли. Написано октября 7, 1771 года. Теперь же они говорили и о своем разделе, об этом же была составлена опись и таковые имеются у наших секретарей, за исключением горных, подати нужно возложить не этой описи.

М. п.

ЦГИА ГССР, ф. 1450, кн. 36, док. 202. Копия.