26. 1673 г. январь 3. — Допрос в Посольском приказе армян-доминиканцев, прибывших по поручению шаха в Москву для поездки к римскому папе.

/л. 1/ 181-го генваря в 3 пень Шахова величества присланной армянин Григорей Лусиков объявил дву человек армянских доминиканов 34 Азария, да Антона 35, а с ними челядников из 3-х человек, а сказал что присланы с ним они к Москве по шахову указу тайно, чтоб их с Москвы ево Григорьевым промыслом и радением пропустить в Рим к папе, на которой путь им будет безстрашнее, а для де каких дел и с чем они к папе посланы и про то де они сами скажут.

И того ж числа к тем домником посыланы Посолского Приказу переводчик Михайло Кошаев, да подьячей и тех домниканов роспрашивали, а в роспросе им сказал.

Живут де они в шахове области в городе Инчиване. И в прошлых де годех тому назад года с четыре ходили они ис Персиды чрез Турскую землю для науки латинского языку в Рим к пале, и в то де время как они были в Риме писали к лапе францужской король да Веницейской и Флоренской князи меж себя советуя, чтоб над турским государством учинить войною общей промысл, также б что к [97] ним еще в помочь в той войне годен шах персицкой и советовав о том придумали послать з грамотами от себя к шаху тайно и /л. 2/ изыскивали таких людей, чтоб те грамоты шаху донесли чрез Турское государство в целости не под одно время и в том де дело изыскали их домниканов и дав им от себя 4 грамоты отпустили к шаху чрез Турскую землю и они де с теми грамотами к шаху прошли в целости, и те грамоты принял у них шах сам с любовью и говорил, что у него о том есть мысль охотная, только б то дело зачали они французской король с ыными государств, а у него де есть в Царегороде люди, и которой час то дело они зачнут, и ему могут дать ведомость в 10 дней и приговорил о том от себя к окрестным государем писать с ними ж. И отпустить чрез Московское государство для того, что в турках они домниканы учинились в том деле знатны и приказано де об отпуске их с Москвы во всем радеть посланному от шахова величества армянину Григорью Лусикову и оглушены были с ним Григорьем вместе и ехали с ним от Испогани месяцов з 6 и в дорогу де присылано от шаха ко Флоренскому князю переписывать грамоту и за тем де они от него Григорья поотставали и приехали в Астарахань после отпуску ево Григорьева к Москве спустя с /л. 3/ неделю. А для чего тое грамоту переписывали того им неведомо. А всего де с ними от шаха послано 6 грамот, к папе, к цесарю римскому, ко францужскому и к гишпанскому королем, да к веницейскому и ко Флоренскому князем. И те у них грамоты смотрены, а по осмотру.

К папе в бархате золотном.

К цесарю в отласе серебреном.

К гишпанскому в отласе золотном.

Ко францужскому в отласе серебреном поменши тех.

К веницейскому в отласе золотном по вишневой земле и той поменши.

Ко Флоренскому в обяри серебреной травы золотные, грамота величиною против веницейской.

У всех тех грамот шахова печать на красном сургече, зашиты мешечки снурком золотным.

А царскому де величеству с ними грамоты нет, а была проезжая им дана за печатью шемахинского хана и тое де проезжую подали они в Астарахани боярину и воеводам князю Якову Никитичю Долгорукому с товарищи.

А в Астраханской проезжей какова им дана за печатью астараханского государства написаны они армянина Григорьевыми попами Лусикова.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Персией, 1673 г., д. № 3, лл. 1-3.


Комментарии

34. Доминиканцы — последователи монашеского ордена, основанного еще в 1216 г. Домиником де Гузми, который стремился к широкой католической пропаганде через членов ордена, «братьев проповедников».

35. Азарий Иоаннисян и Антоний Назарян — армянские католические миссионеры, получившие образование в Риме. Римский папа их отправил в Персию с дипломатическим поручением, целью которого было включение Персии в военный блок, против Турции. Персидский шах хорошо принял послов и обещал вступить в войну только через десять дней после того, как европейские «союзники» начнут военные действия. Будучи в Персии в 1669 г., Антоний и Азарий вероятно встречались с влиятельными армянскими деятелями. Закарий Агулисский в своем дневнике пишет: «12 мая заместитель католикоса архимандрит Микаел и архимандрит Степанос из Лех, в сопровождении некоторых других архимандритов, приехали в Агулис, остались здесь пять дней и затем поехали в Ереван по одному делу» («Дневник Закария Агулисского», стр. 73, Ереван, 1939).

Получив от шаха грамоты, они из Испагани отправились через Россию в Европу по маршруту: Дербент — Астрахань — Москва — Польша — Вена — Венеция — Флоренция — Рим — Турин — Париж (см. Алишан, «Сисакан», на арм. языке).