2. 1632 г. апрель 20. — Челобитье армянина Саркиса Аванесова, выходца из Крыма, принявшего русское подданство.

/л. 1/ Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьет челом холоп твой нововыезжей иноземец, новокрещен арменин Кирилко Ованесов с своею женишкою. В нынешнем, государь, во сто четыредесятом (140-м) году вышел я холоп ваш в православную веру крестьянскую слышече твою государскую милость к нам иноземцам, покиня свое житье, и род и племя свое с твоим государевым послом с Прокофьем Ваековым 2 и пришел служити тебе, государю, верою и правдою и под началом я холоп твой был и крестился в православную веру крестьянскую, а женишко моя руская, а живот свой мучила в турках лет с тридцать без году и что было платишка и рухледишка и то все изпроели, а для провославные веры крестьянские из полону выкупил болшим откупом, а три месяца живучи изпроелись, а твоего государева жалованья корму и выходу по ся места не дано ничево, а роду и племяш нет, опричь твоей царьской милости надежи держать не на ково. Милосердый государь (т.) пожалуй меня, холопа своего своим царским жалованьем, выходом и кормом, как тебе милосердому государю бог известит, чтоб я холоп твой перед своею братьею иноземцы з женишкою впредь в конец не погиб и з голоду не померли. Царь, государь смилуйся, пожалуй.

140-го апреля в 20 день дьяку Максиму Матюшкину. Государь, царь... пожаловал, велел выписать доложить себя государя для чего ему корму не дают. Дьяк... Ключарев.

/л. 2/ Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и великому государю святейшему патриарху Филарепу Никитичю Московскому и всеа Руси бьет челом холоп ваш, нововыезжей иноземец арменин Серкиско Аванесов, а новокрещен Кирилко. В нынешнем во 140-м году вышел я холоп ваш для крестьянские веры [5] слышачи вашу государскую милость к нам иноземцем на ваше государское имя и с женишкой своей с Крыму покиня роду, племяни и свое именишко с вашим государевым послом с Прокофьем Воейковым, а как вышел на Волуйку и на Волуйке ваш государев воевода дал .мне по вашему государеву указу корму на день по 2 алтына под сей юрод... от Волуйки и до Москвы, а на Москве, государь, волочимся меж двор третей месяц, помираем голодною смертью, вашего государева жалованья корму не указано ничево и что было, государь, платьишка и рухлядишко испроели и займуючи одолжались, волочурь с женишкою, помираю голодною смертью, а роду и племяни нет, а которая, государь, моя братья иноземцы выезжают на ваше государское имя и тем всем ваше государское жалованье и корм идет, а я холоп ваш в конец погиб. Милосердый государь... пожалуйте меня, холопа своего, нововыезжего и з женишкой моей своим государевым жалованьем, кормом, как тебе государю бог известит.

/л. 7/ В прошлом в 139-м году выехал на государево имя на Азова Посольского приказу с толмачом с Иваном Семыкиным греченин Ивашко Олексеев и дано ему государева жалованья за выход 5 рублев, да сукно доброе, поместной оклад учинен 290 чети, денег 12 рублев, поденного корму велено давать по 8 денег на день.

В нынешнем во 140-м году выехал на государево имя из Царя города з государевыми послы с Ондреем Совиным, да з дьяком с Михайлом Олфимовым гречане.

Остафей Юрьев, сказался города Селуни, отец ево владел городом Вереею и з деревнями збирал на турсково салтана всякие обиходы, а он де после отца своего жил во Царе городе, у турсково муфтия в приказных людех.

Панфил Юрьев сказал: жил в городе в Треколи, отец ево у турсково салтана был в дворянех, а он де после отца своего ни в котором чину не бывал, государева жалованья им Остафью и Панфилу за выезд дано по 13 рублев, по 40 куниц 3, по тафте, по сукну доброму человеку, да им же учинены поместные оклады по 350 чети денег по 13 рублев человеку.

/л. 8/ Мартын Петров сказал: жил он в городе в Суфи, отец ево был у турсково салтана в кречетниках, а он де после отца платил турскому салтану оброку по кречету на год, а жил на... лом месте, выехал на государево имя с женою да с сыном.

Илья Петров з женою сказал жил в городе в Видипе, отец ево служил турскому салтану казачью службу, а он де после отца своего служил казачью ж службу, ходил на море за воровскими людьми.

Иван Левонтьев, сказал жил в городе в Мурее, отец ево был у турсково салтана в кречетниках, а он де после отца ево был в том же чину. [6]

Христофор Дмитриев, сказал жил во Царе городе за проливою в Галате 4, отец ево был у турсково салтана. И как салтан куды поедет в судах, и он под ним гребал, а из гребцов де жалует салтан в чеуши, а он де после отца своего служил с волоскими и с мутьянскими людьми.

Яков Офонасьев, сказал жил в городе Мани, отец де его был у греков, которые по турски не умеют в толмачех, а он де после /л. 9/ отца своего был в том же чину, выехал з женою да з дочерью.

Яков Костянтинов, сказал жил во Царе городе, а отец де ево был у сами башен в сторожах, а он де после отца был в том же чину в сторожах, а государева жалованья им Мартыну Петрову, Илье Петрову, Ивану Левонтьеву, Христофору Дмитриеву, Якову Офонасьеву, Якову Костянтинову за выезд дано по 12 рублев, по 40 куниц, по сукну по доброму человеку, поместные оклады учинены по 300 чети, денег по 12 рублев человеку. А корму им в Посольском приказе не указано и отослать в Иноземской приказ, а женам им за выход дано по 2 рубли человеку. А армен выезжих например в Посольском приказе выписать не ис чево, старые многие столпы в московском пожаре погорели, а после пожару на государево имя арменя не выезживали.

/л. 10/ Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичю и великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии бьет челом холоп ваш нововыезжей иноземец новокрещен армянин Кирилко Аванесов. В нынешнем государи, во 140-м году вышел я холоп ваш для крестьянские православные веры слышал вашу государскую милость к нам иноземцам, на ваше государское имя ис Крыму з женишкой покиня в своей земли отца своего и род и племя и все свое именье с вашими государевы посланики с Прокофьем Воековым, да с Савою Зверевым служити вам, государем, верою и правдою и крестился в православную крестьянскую веру, а вашего государского жалованья выходного не дано и поденного корму Мне, холопу вашему з женишкою на день два алтына мне, холопу вашему, прокормитца тем невозможно, а моя, государь, братья……….. рублев, да по сороку куниц, да по сукну.

/л. 11/ А о чем государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии нововыезжей арменин Серкиско, а вокрещен в руское имя Кирилко бьет челом.

И выписано в Посолском приказе.

В нынешнем 140-м году выехал на государево имя ис Крыму арменин Серкиско Уванисов и в Посолском приказе в роспросе сказал. Отец де ево во Царе городе у турсково салтана был болшой кречетник, держал два кречета, а иные де кречетники держали по [7] одному кречету и жалованье де отцу его было перед иными кречетники вдвое, а он де Серкиско после отца своего был у салтана в той ж службе в кречетниках, а жалованья де ему было по 15 рублев, да но сукну на год, да поденного корму по два алтына по три денги на день. Да за ним же де было поместья три деревни, а в них крестьян с полтораста человек и винограды де у нево были большие. И учали де его турчане в вере теснить и хотели его привесть в бусурманскую веру и для того учали ему чинить обиды и /л. 12/ насильства великие и он де не хотя быть в бусурманской вере и не истерпя от турчан обид и насильства послыша на Руси православную крестьянскую веру и государеву к иноземцам милость и жалованье, покиня дом свой со всеми животы и помесье, взяв жену свою выехал в Крым, а ис Крыму выехал на государево имя к Москве, а до Волуйки де ехал он ис Крыму з государевыми посланники с Прокофьем Воейковым да с подьячим с Савою Зверевым. А с Волуйки де воевода отпустил его к Моевке наперед посланников и в дороге де ему з женою корму давали по 2 алтына на день, а к Москве де приехал бил челом государю и святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому всеа Русии о крещенье и крестился в православную христианскую веру, а во крещенье имя ему Кирил, а жене его имя Оксинья. И государева жалованья за подначальство дано ему /л. 13/ 4 рубли да сукно……….. жене ево 2 рубли, да за выход дано ему государева жалованья 5 рублев, жене ево 2 рубли, а поденного корму указано давати им против дорожного по 2 алтына на день и им де тем прокормитца нечем, помирают голодом. А которые де ево ж братья выходцы вышли на государево имя с ним вместе и тем дано государева жалованья за выход по 12 рублев, да по 40 куниц, да по сукну, да по дорогам человеку, а поденного корму указано им давать з женами алтына по 4, а иным по гривне на день, а он де в государеве в выходном жалованье и в поденном корму перед своею братьею оскорблен. И что было у нево платьишка и то все проел и одолжал великим долгом.

И государь, царь (т.) пожаловали о его, велели ему з женою своего государева жалованья за выход и поденного корму прибавить против его братьи иных выходцев, как им государем бог известит.

И толко государь, царь (т.) армянина Серкиска з женою пожалуют, велят им своего государева жалованья за выход и поденного корму прибавить.

/л. 14/ И выписано например из его же Серкисковы выписки и с примерных статей.

В прошлом в 132-м году выехал на государево имя из Царя города с Иваном Кондыревым да с Тихоном Бормосовым греченин Михаил Дмитреев Дуганжи. А сказал был он во Царе городе у [8] турского салтана в кречетниках, поденного корму было ему по 3 алтына на день, а государева жалованья не было. И дано ему государева жалованья за выезд 13 рублев 40 куниц, тафта, сукно доброе, помесной оклад учинен 350 чети, денег 15 рублев поденного корму велено давать по 2 алтына по 2 денги, питья по 2 чарки вина, пол 2 кружки пива на день.

В 136-м году выехал на государево имя ис (Крыму) з государевыми посланники з Дмитрием Скуратовым, да с подьячим с Микитою Посниковым греченин Михайло Дмитреев и дано ему государева жалованья, да за выезд 10 рублев, сукно доброе, помесной оклад учинен 250 чети, денег 12 рублев, поденного корму велено давать по 10 денег на день.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Арменией, 1632 г., д. б/№, лл. 1-2, 7-15.


Комментарии

2. 134 г., т. е. 7134 г. (тысячи обыкновенно пропускались) с сотворения мира для определения года нашего летосчисления в данном случае надо от 7134 г. отнять 5508 лет (7134 - 5508 = 1626 г.).

3. Сорок куниц (или соболей) — количество, необходимое для шитья одной шубы: мера меха, мешок куниц.

4. Галатия — Галата, часть Константинополя, расположенная на северной стороне залива и связанная с центром мостами. Галата — центр ремесел и портовой торговли. Армяне жили, главным образом, в Пере и Галате.