15. 1670 г. — О живописце Богдане Салтанове.

Царю Государю и в. к. Алексею Михайловичу (т.) бьет челом холоп твой живописного дела мастер иноземец Богдашко Салтанов. По твоему В. Государя указу и по грамоте, как я холоп твой приехал к тебе В. Государю в Москве, и отведено мне жить палатка на новом Гостине дворе, над таможенными сенми, старая, безо всякого нутряного строения, и я холоп твой в той палатке двери и лавки и к окнам окончины и ставни и печь и всякое нутряное строение строил своими деньгами. А как был большой пожар и в тот большой пожар все то строение погорело, и после пожару в той палатке опять построил все снова своими ж деньгами. А ныне Государь в большой таможне учинен Сибирской Приказ и тое палатку мне велять очистить, а мне холопу твоему опричь того приютитца негде. Милосердый Государь пожалуй меня холопа своего не вели Государь меня из той палатки высылать, потому что я строил ее двою, проча себе, своими деньгами, чтоб мне меж двор неволочитца с людишками своими. Царь Государь смилуйся.

178. Апреля... Послать память в Сибирской приказ, выслать его Богдана из той палаты для государевых дел не велеть.

Царю Государю и в. к. Алексею Михайловичу (т.) бьет челом холоп твой Шаховы области живописного дела мастер Богдашко Салтанов. По твоему В. Государя указу и по грамоте выехал я холоп твой к тебе В. Государю к Москве мастерством своим Тебе В. Государю поработать, да со мною ж выехал брат мой; и я холоп твой своим мастерством тебе В. Государю живописное всякое дело работаю беспрестанно, и своему мастерству русских людей учу; и в Коломенском твоих В. Государя хоромах у стенного письма работал два года; а твое государева жалованье месячной корм даетса мне помесячно, на хлеб и на дрова и на всякой харч и на конской корм, всего по десяти рублев, из приказу новые чети. И на нынешний Государя на 179 год месячного корму мне ничего не дано, испроелся без остатку, и занял я на пропитанье у своего человека шестдесят рублев с лишком, и те денги исхарчил же, и впредь пракормитца стало нечем и занять не у кого, и того долгу заплатить [70] нечем. Милосердый Государь — царь и В. К. Алексей Михайлович всеа Великия, и Малыя, и Белыя России Самодержец пожалуй меня холопа своего вели государь мне свое государево жалованье месячной корм на 179 год из приказу новые чети выдать и о том из оружейного приказу в приказ новые чети послать память, чтоб мне с людишками голодною смертию не умереть и было бы чем тот долг заплатить. Царь Государь смилуйся.

На обороте помета: «179, октября 14. Послать память в приказ, новые чети».

В прошлом во 181 году, по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича (т.) писал оружейной палаты живописец Богдан Салтанов на полотне своем, и своим серебром и красками 12 пророчиц сивилл, и те сивиллы поднес великому государю околничей Артемон Сергеевич Матвеев. Да в нынешнем в 182 году, по указу ж великого государя, писал он же живописец Богдан Салтанов в книгу «Василиэлогион» персоны ассирийских, перских, греческих, римских царей и Великороссийских великих князей, и великих государей царей, всего 26 мест на своем полотне и своим золотом, и серебром и красками; и за полотна на чем 12 сивилл и 26 государских персон писал, и за золото, и за серебро, и за краски денег ему Богдану не заплачено, и за работу живописного писма ничего не дано.

Известия АН Арм. ССР, общ. науки, 1948, № 4, стр. 50, 53-54, К. Григорьян, Живописец Богдан Салтанов в Московской Оружейной Палате.