ДОКУМЕНТ 23

Купчая от 1575 года на шесть дангов села Дибаки Чухур-Са’да, проданного Ибрагиму Халифе Алпавуту Кямал-эд-дин Мухаммадом-агой, Ахмадом-агой и Пирвали-агой Койлахисарлу

Папка 1а, док. 17, подлинник, разм. 43 x 18,5 см, письмо насх

Содержание сей выяснено и уточнено при мне.

Написал нижайший перед богатством божьим кази Абу-Са’ид, Са’ди, сын Мухаммад-Шарифа, — да простит их бог.

Печать

Содержание сей выяснено при мне.

Написал слуга. [323]

Он вечен и бессмертен!

Упоминая всемогущего господа, просим его о помощи, а затем — благословение и слава его пророку Мухаммаду и его потомкам.

Затем, причиной записи этих истинных и оглашенных фактов является то, что высокочтимые Кямал-эд-дин Мухаммад-ага, Ахмад-ага и Пирвали-ага Койлахисарлу продали его превосходительству — прибежищу халифата и амирата, упованию власти Ибрагиму халифе Алпавуту, сыну покойного Халила халифе, шесть дангов знаменитого села Дибаки, находящегося в подчиненной стране Азербайджан Чухур-Са’дской олке, из областей Грузии, его первой границей является Армудагаджи, второй — Ил аил у, третьей — Кузилудара и четвертой — Карадаш (Черный камень). Все предпосылки, необходимые для шариатской продажи и оглашаемых сделок у сторон были истинны и законны в то время, когда последний покупал у них.

[Проданы] за семь тавризских туманов, и чтобы основная сумма была подчеркнута — ее половина составляет три тавризских тумана и пять тысяч динаров. А затем между ними состоялась шариатская продажа по всем условиям и основам, свободная от всех недостатков и недостоверностей, предотвращая шариатский возврат, они необходимо отказались от права объявить себя впоследствии обманутыми, а упомянутые продавцы объявили, что они получили шариатским принятием от упомянутого покупателя вышеозначенную сумму полностью и целиком и не имеют более никаких претензий или споров в отношении [этих земель]. Впредь они являются одним из мулков и имений упомянутого покупателя и он может иметь их и владеть ими как ему захочется.

Написана в великом месяце ша’бан девятьсот восемьдесят третьего года (5 ноября — 3 декабря 1575 г.).

На заседании присутствовали:

Кямал-эд-дин Дёнмаз-ага, и Кайитмиш-ага,

Мухаммадкули, сын Шахкули, [324]

Мухаммад, сын Хусейнджана,

Все сыновья покойного Еган-Хусейна,

Юсуфджан халифе, сын Абдала халифе,

Мансур халифе, сын Хусейнкули халифе,

Шахверди и Алияр, сыновья Абдул-Ризы,

Ибрагим-ага, сын Ягуба,

Шахбудаг-ага, сын Шахгялди,

Мевлакули Хнуслу, сын Мухаммада-Али.

На полях:

Содержанию сей являюсь свидетелем:

Мухаммад-Амин Са’длу, сын Мирзы.

Печать

Содержанию сей являюсь свидетелем:

Абди Са’длу, сын Ибрагима.

Печать

Содержанию сей являюсь свидетелем:

Шахверди Байбуртлу, сын Буняда.

Печать

Содержанию сей являюсь свидетелем:

Худи Алпавут, сын Сафара.

Печать

Содержанию сей являюсь свидетелем:

Химмат Алпавут, сын Имамкули.

Печать

Содержанию сей являюсь свидетелем:

Мевлакули…….. сына……... а.

Печать

Содержанию сей являюсь свидетелем:

Посетивший святое место хаджи Мустафа,

сын Новруза.

Печать [325]

Содержанию сей являюсь свидетелем:

Рахман, сын Рустама.

Печать

Содержанию сей являюсь свидетелем:

Хакки, сын Аллахдада (?).

Печать


Комментарии

Документ 23. Написан на простой бумаге, четким и разборчивым письмом насх, служащим Шар’а Мухаммедом-Шарифом, им написана также купчая Ованаванка от 1574 года (док. 21). Однако его печати на этих двух документах не схожи.

На обратной стороне документа мелкой скорописью по-армянски написано; «Мухаммад-ага, сын Вали-аги Куйлахасарлу, и Ахмад-ага за 7 туманов продали Ибрагиму-халифе, сыну Халила-халифе Алпавута, шесть дангов мулка Дипаклу, границы которого Армут Агачи, Иланлу, Кузулу Дара и Севкар, в 983 году мусульманского летосчисления (1575)». Эта аннотация почти в точности повторена в 13-й главе «Джамбра». Здесь выясняется, что относительно указанного села в [377] монастырском архиве и другие документы, сохранившиеся от XVII века, в которых, наряду с другими селами, восстановлены права Эчмиадзина и на это село (см. «Джамбр», стр. 190, срав. также стр. 339).

В купчей подлежащее продаже село названо «Дибаки» и написано орфографически неправильно ***. В армянской надписи, как и в «Джамбре», село названо «Дибаклу». Основой названия является слово «Дибак», персидское окончание «и» и турецкое — «лу» имеют одно и то же значение и, присоединяясь с конца к основе, придают значения местности. По-видимому, писец, стараясь олитературить турецкое название «Дибаклу», заменил турецкую частицу «лу» персидской частицей «и». Армянское же название села — «Сант». «Село Дибаклу, по-армянски Сант, в Ереванской области, в Абаранском округе», — пишет С. Ереванци («Джамбр», стр. 190 и 339).

По данным того же источника, в 80-х годах XVII века село было благоустроено, однако в начале XIX века оно было заброшено и запустело. Об этом селе нет упоминаний в работе И. Шопена «Исторический памятник состояния Армянской области». Алишан же упоминает только, что «на высоком склоне той горы (гора «Ара» — А. П.) есть заброшенное село под названием Типахлу» стр. 252).

Как продающие и покупающие стороны, так и лица, выступающие в качестве свидетелей, являются главным образом представителями господствующего класса мелких племенных объединений, осевших в Араратской стране кызылбашских племен. Кроме Са’длу (о которых см. прим. к док. 21), здесь упоминаются имена лиц, принадлежащих к племенам (оймагам) Койлахисарлу, Алпавут, Хнуслу и Байбуртлу. В. Ф. Минорский, основываясь на сведениях Искандара Мунши, в предисловии к изданию «Тазкират-ал-Мулука» считает род койлахисарлу племенной группой, подчиненной племенам Испирлу и Румлу, а алпавутцев и байбуртлу — независимыми племенными единицами (Tadhkirat [378] al-muluk, стр. 16). То, что лица, выступающие со свидетельствами, являются представителями имущего и господствующего класса, подтверждают приставленные к их именам титулы «ага» и «халифе».