ДОКУМЕНТ 31

Указ шаха Аббаса II Сефевида от 1645 г. о границах поля, именуемого Бабин, села Малый-Хасан в Хачене и порядке взимания причитающихся с него государственных налогов

Папка 2а, документ 39, копия, размер 44,5 х 33 см, письмо шикастэ

Шаха Тахмаспа — да просветит господь-бог его душу!

Решено, что поскольку райаты поля, именуемого Бабин, представили указ обитателя рая, блаженной памяти царя, имеющего славу Джамшида, о том, что с древних времен Бабинское поле принадлежало [селу] Малый Хасан Хаченской области, а его четыре границы уточнены в священном указе, поэтому пусть никто не вмешивается незаконно в [дела] вышеупомянутых земель и не нарушает границ, отмеченных в священном указе. Если же кто-нибудь имеет по поводу этого вопроса законную жалобу, пусть придет» к царским вратам, чтобы [там] выяснили действительность.

Указ [написан] согласно грамоте обитателя рая, царя, имеющего славу Джамшида, и справедлив и законен.

Поэтому пусть примут к исполнению. Даруга Хачена должен оказать в этом деле законное содействие и считать своей обязанностью.

Написан в месяце шаввал 1055 г. (20 ноября — 18 декабря 1645 г.).

Копия печати

Так как в месяце мухаррам 1055 г. (27 февраля — 29 марта 1645 г.) некий парон Гаспар показал тот указ [352] царя-обитателя рая, коим доказывается, что Бабинское поле с древних времен было внесено в джам’ Хаченского села Малый Хасан, а границы упомянутого поля, прилагаемые к указу, упомянуты следующим образом:

Первая граница — река Хачена.

Вторая граница — мельница Джалала.

Третья граница — кёфшан Пиркули.

Четвертая граница — Агдара, Куран и Молла-Ахмад, (то, поскольку) он доказал, что упомянутое поле.... (Одно слово не расшифровывается) находится в его законном распоряжении, поэтому пусть никто вопреки этому, упомянутое поле... (Продолжение написанного искажено).

Свидетельства:

1. Границы упомянутого поля таковы, как написал выше местный кази и никакой ошибки нет.

Копия печати

2. Согласно повелению священного указа... (Одно слово искажено).

3. ... (Третье свидетельство нельзя прочесть)

Копия печати

Именитый зимми, парон Гаспар, сын Хаджи Дадганлу (Хаджитарханлу?) ... (Одно слово не расшифровывается) Анафджан (?) явился и [заявил], что Бабинское поле с древних времен было внесено в джам’ села Малый Хасан. Чтобы доказать свое заявление он показал высочайший указ сияющего как солнце царя-обитателя рая, имеющего славу Джамшида, где сказано, что упомянутое Бабинское поле с древних времен входило в [пределы] Хаченского села Малый Хасан и согласно тому же указу было отдано на правах аренды (?) одному из саркаров царя, имеющего славу Джамшида, некоему... (Имя не расшифровывается) в качестве тиула. Четыре границы же упомянутого поля согласно этому указу и соответственно... (Приблизительно одна строка не читается) дастура: [353]

Первая граница — река Хачена.

Вторая граница — мельница Джалала.

Третья граница — кёфшан Пиркули.

Четвертая граница — Агдара, Куран и Молла-Ахмад.

Так как границы упомянутого поля [идут] в вышеупомянутом порядке и об этом было упомянуто и в указе, поэтому эти несколько слов записаны, чтобы [в случае необходимости послужили в качестве доказательства].

В один из месяцев 1055 г. (27 февраля 1645 г. — 16 февраля 1646 г.).


Комментарии

Документ 31. Сохранился в копии, нотариально не заверенной Шар’ом, переписан довольно небрежно с многочисленными искажениями и пропусками. Чтение имен собственных и названий местностей условно и нуждается в дальнейшем уточнении, принадлежность же печатей выяснить невозможно.

Из первых строк указа выясняется, что он дан на основании какого-то другого указа, опубликованного в дни царствования шаха Тахмаспа I, дата опубликования указа не упомянута. Следует предположить, что эта тяжба началась еще в XVI в. Однако в XVII в. в этой связи вновь вспыхнули споры и возникла необходимость получить этот указ от шаха Аббасса II, который при этом основывался на опубликованном около 100 лет тому назад указе и протоколе Шар’а. [419]

На основании другой надписи, сделанной в верхней части левой стороны документа, следует предположить, что разногласия по этому поводу продолжались и значительно позднее опубликования данного указа. Последние строки надписи не были расшифрованы лицом, снимавшим копию, поэтому невозможно решить, когда и кем она сделана. Однако, судя по форме письма и изложения, следует предположить, что она являлась приказом, данным в подтверждение этого указа шаха Аббаса II одним из ханов Карабаха в XVIII в.