ДОКУМЕНТ 29

Указ шаха Аббаса II Сефевида от 1645 г. о том, чтобы на основании заявления католикоса Филиппоса не взимали малийе с одного плуга монастыря и рассматривали его как пожалованное католикосу муафство

Папка 1а, документ № 77, оригинал, размер 38 x 17 см, письмо шикастэ

Он есть!

Власть принадлежит богу!

Печать шаха Аббаса II

Мой отец-царь — да просветит господь-бог его душу!

Августейший указ последовал о следующем: [349]

Да будет ведомо сиятельному князю, достославному и счастливому правителю, солнцу власти, высокопоставленному бегларбеку Чухур-Саада, Мухаммадкули хану, что католикос Чухур-Саада, Филиппос прибыл к вратам прибежища мира и показал указ царя-обитателя рая, направленный в месяце раби’ I 1048 г. (13 июля — 11 августа 1638 г.) прежнему бегларбеку, Кялб-Али хану, в коем сказано, что в дни прежнего бегларбека одна упряжка плуга была сделана его (католикоса) муафом, поэтому пусть он (Кялб-Али хан) также в порядке прежних лет признает его муафом [католикоса] и ничего не требует.

По этому поводу он (католикос Филиппос) попросил августейшую подпись, направленную вашему высочеству (Мухаммадкули хану). Исходя из нашего августейшего благоволения к упомянутому католикосу, мы в порядке прежних лет малийе одного плуга сделали его муафом, дабы вакили прибежища его власти не предъявляли требований из-за этой одной упряжки плуга и признавали ее муафом и считали это своей обязанностью.

Пусть это примут как строгое распоряжение и каждый год не требуют нового указа и, когда этот указ будет удостоверен священной печатью, поверят ему.

Написан в месяце раби’ I 1055 г. (27 апреля — 26 мая 1645 г.),

На оборотной странице записано:

Согласно отношению счастливого везира, его превосходительства, высокопоставленного и благополучного ээтемад-уд-довле, соответственно прежнему указу.

Тугра.

Печать

Далее идут следующие записи:

Регистрирован в дневнике.

Написан. Печать

Записан. Печать

Просмотрен. Печать, на которой написано: «Агурлу, 1034».

На второй печати: «Слуга даря святости, Байандур».

Внесен, сархат. Печать


Комментарии

Документ 29. Указ этот сохранился в оригинале, реставрирован и наклеен на темно-красную бумагу размером в 60х24 см. На следующей странице во время католикоса Симеона Ереванци была сделана мелким курсивным письмом следующая армянская надпись: [416]

«XI. Это рагам второго шаха Аббаса о магафстве святого

Престола на один плуг, который и раньше был магафом, а потом правитель страны нашей Махматкули хан захотел взимать [с него] бахра и католикос Филиппос подал шаху прошение и шах дал этот рагам, чтобы мы не давали бахра. В 1055 г. мусульманского летосчисления».

Этот указ является первым официальным документом, где упоминается о применении плуга в монастырском хозяйстве Эчмиадзина. Симеон Ереванци также свидетельствует, что католикос Филиппос «с увеличением братии святого Престола, для полей и пахоты и посева, как сказали раньше, начал применять особый плуг (чего раньше не было)».

Продолжая далее говорить о муафских правах на плуг, Симеон Ереванци пытается «пересказать» содержание этого указа: «А злой Махматкули, который был ханом страны Ереванской, — пишет он, — вознамерился взимать пятину (т. е. бахра) с причитающегося святому Престолу от посева. Поэтому-то тот же блаженный [епископ] подал второму Шахапасу прошение о том, что святой Престол испокон веку был магафом, т. е. свободен от всяких [налогов], ныне из-за нищеты с трудом можем засевать землю в размере одной плужной распашки. Махмат-Кули хан хочет и с него взимать бахра. И шах дает рагам со строжайшим предостережением (тамбех), чтобы ни Махмат-Кули хан и никто другой не осмелились требовать бахра с посевов святого Престола» (Джамбр, стр. 131).

Вряд ли католикос Симеон имел под рукой прошение католикоса Филиппоса, следовательно и содержание этого прошения он излагает, вероятно, по предположению. Публикуемый указ свидетельствует, что католикос Филиппос не имел нужды подавать прошение такого содержания. Он представил опубликованный в месяце раб’и I 1048 г. хиджры (13 июля — августа 1638 г.) шахом Сафи указ относительно муафских прав на один плуг, адресованный бегларбеку Еревана, Кялб-Али хану и попросил утвердить его на имя нового бегларбека, Мухам-мадкули хана. Краткое содержание этого указа приводится в публикуемом указе.

Из этого следует заключить, что датой начала применения плуга в монастырском хозяйстве Эчмиадзина был не 1645 год, [417] а 1638 г., а может быть его стали применять и еще раньше, начиная с первых лет патриаршества католикоса Филиппоса, как об этом пишет католикос Симеон Ереванци.

Дело в том, что Ереванци знал об упомянутом указе шаха Сафи. В том же месте он пишет: «Но ранее этого в 1048 г. мусульманского летосчисления сей блаженный подал прошение шаху Сафи о получении рагама магафства на один плуг, копию которого найдешь по списку» (стр. 131). Однако в XX гл. «Джамбра», посвященной описанию указов персидских шахов, этот указ не упомянут.

Право муафства на этот плуг было вновь подтверждено шахом Аббасом II, во время Акопа Джугаеци, указом, данным в месяце джумада II 1069 г. хиджры (март 1659 г.) (папка 16, документ № 104). Право муафства на второй плуг Эчмиадзин получает примерно через 80 лет после первого, в 1712 г. (см. Диван католикоса, папка 1 г., документ № 248, сравн. Джамбр, стр. 220).

Заслуживает внимания и тот факт, что Симеон Ереванци советует своим преемникам не показывать эти два указа государственным должностным лицам, если монастырь имеет более одного плуга. «Знай, однако, — пишет он, — что, так как в арзе написано только об одном плуге, почему и шах в рагаме делает магафом только один плуг, поэтому ты не обязан показывать этот рагам, когда пойдет речь о плуге и ты будешь иметь больше плугов» (стр. 131). Немного дальше, по поводу указа, полученного Акопом Джугаеци, он вновь подчеркивает: «однако будет полезным показать этот рагам [в том случае], если Престол будет применять только один плуг, как сказано выше» (стр. 132). Следует заключить что количество плугов Эчмиадзинского монастыря в 70-х гг. XVIII в. увеличилось в несколько раз.