№ 99

1884 г. февраля 7. — Рапорт горийского уездного начальница тифлисскому губернатору об увеличении срока пребывания экзекуционных казаков в осетинских селах

Телеграммой от минувшего 20 января ваше превосходительство изволили разрешить мне назначенную в Горийский уезд для экзекуции сотню казаков оставить в уезде до 1 марта, между тем, начальник 1-ой Кавказской казачьей дивизии ныне объявил мне лично, что в штабе этой дивизии сделано распоряжение об оставлении сотни в уезде только до 14 текущего февраля.

Основываясь на сказанной телеграмме, я сделал заранее распоряжение о том, чтобы дело, для которого назначена в уезде сотня казаков, было доведено до конца 1 марта, с каковою целью и наметил пункты, в коих должна побывать сотня; если же не будет выведена из уезда ранее 1 марта, то я не только не в состоянии буду довести начатое дело до конца, но и сама экзекуция вообще не будет иметь такого значения и не принесет той пользы, которая ожидается от нея в итоге. В настоящее время сотня расположена на границе Душетского уезда с восточной стороны, по левую сторону р. Куры, между тем, необходимо перевести в район южной части уезда, по правую сторону реки Куры, для того, чтобы распространить экзекуционную силу на состоящие в этом районе сельские общества, в которых экзекуция еще не была, а именно: Дзегвское, Эртацминдское, Земо-Гомское, Бабневское и Гуджарское. В этих обществах, в особенности в последнем, состоявшем большею частью из осетинского населения, в высшей степени развиты: воровство, грабежи, разбои, поджоги и другие преступления, и если в них не будет поставлена экзекуция, что легко может быть при условии оставления сотни до 14 февраля, то не только не удастся местной полиции открыть преступников, но даже самое зло неминуемо примет более грандиозные размеры и разовьется там, где в настоящее время оно посредством экзекуции прекращено совершенно. [192]

В этих видах я ставлю себе в обязанность покорнейше просить сношения вашего превосходительства с штабом 1-ой Кавказской казачьей дивизии об оставлении сотни казаков во-, вверенном мне уезде до 1 марта, иначе сотня, как объявил мне начальник дивизии, будет отозвана в полк 14 февраля.

При сем честь имею доложить, что о той пользе в деле искоренения воровства, грабежей и других преступлений, которая получится от постановки экзекуции из казаков в упомянутых выше обществах, я не замедлю представить вашему превосходительству отчет, вместе с таковым же общим по уезду.

Горийский уездный начальник — кн. А. Амилахвари.

ЦГИА Гр. ССР, ф. 17, оп. 1, д. 2050, лл. 10-11. Подлинник.