№ 388

1888 г. — Сведения попечителя о школах и учителях Южной Осетии

1) Ванатская школа: здание Ванатской школы построено в 1877 году и имеет в длину 16, а в ширину 10 аршин, она состоит из одной классной комнаты и одной учительской. Местные жители, когда-то сильно сочувствовавшие интересам школы, теперь совсем охладели к ней и мало обращают внимания на ея нужды.

Так, мне пришлось посетить названную школу в такое время, когда снег выпал на аршин и стояли сильные морозы, между тем, по неимению дров ни в учительской, ни в классных [651] комнатах совсем не разводили огня. Учитель жаловался, что вот уже целую неделю он вынужден сидеть в нетопленной комнате и не имеет возможности даже сварить себе что-либо к обеду и ужину. На вопрос: “Почему в школе нет дров?” — сельский старшина ответил мне: “Дрова на школу прежде покупал на свой счет благочинный священник, теперь же этого не делается и жители не хотят обременять себя излишними налогами”. В школе нет также сторожа и потому ни в комнате учителя, ни в классе нет никакой чистоты и опрятности.

Явилось только пять человек, да и те были насилу приведены старшиною. Учитель объясняет это странное явление тем, что на дворе стояла очень ненастная погода, но тут же проговорился, что и в хорошую погоду школу посещают очень немногие, так что, в собственном смысле, учение начинается не с сентября месяца, ас 15 ноября, когда осетины кончают все пиры и поминки и детям ихним дома становится буквально нечего делать.

Успехи учащихся по всем предметам слабы и неудовлетворительны.

По Закону божьему, вопреки требованию программы и общепринятому порядку, учитель проходит сначала Новый, а затем Ветхий завет. Хотя Новый завет пройден в старшем отделении почти весь, ученики не могут рассказать ни одной истории по-русски. Спрашивал о рождестве Богородицы, о рождестве Иисуса Христа, притчу о милосердном сомирянине и ни одной из сих историй ученики не могли рассказать сколько-нибудь осмысленно и самостоятельно ни по-грузински, ни по-русски.

О праздниках господских и городских, о равноподвижных и неподвижных ученики не имеют никакого понятия. Тех же самых учеников опрашивала молитвы и оказалось, что они не только не понимают, но даже прочесть без подсказок со стороны учителя не могут общеизвестные молитвы, как, например: “Дарю небесному”, “Отче наш” и проч. Нечего говорить, что ученики младших отделений не только не введены в разумное понимание молитв, но самого текста молитв не знают.

Законоучителем в названной школе, по отчету совета Общества за 1887 год, числится местный благочинный священник Соломон Канделаки, но он доселе еще не вступал в [652] отправление своей должности и оправдывается тем, будто от совета Общества он не получал никакого официального извещения о таковом назначении своем законоучителем.

По русскому языку ученики знают так мало, что не смогут передать смысла двух-трех прочитанных простых предложений даже при всех наводящих вопросах.

По арифметике ученики старших отделений смогут с трудом решать устно задачи только в пределах 60-ти нумерация, четырех действий и таблицы умножения почти ни один не знает.

Пению и чтению церковному совершенно не обучают ни по-русски, ни по-осетински, ни по-грузински.

Ученическая библиотека довольно богата брошюрами духовно-нравственного содержания, ко, к сожалению, нужно сказать, что книги эти не читаются никем и лежат на полках шкафа даже неразрезанными.

При школе есть все инструменты для переплетного мастерства, но настоящий учитель как не знающий сего ремесла учеников не учит сему.

Школьный двор остается незагороженным.

2. Джавская школа. Здание Джавской школы должно быть названо отличным; оно занимает большой новый каменный дом из 4-х комнат, из коих две занимают два учителя, одна составляет классную комнату и одна отведена под кухню.

Преподавание идет на русском и осетинском языках.

Успехи учеников по всем предметам удовлетворительны.

Плохо также то, что ученики старшего отделения не начинали еще Катехизиса и что выученное по Закону божьему усвоено учащимися только головою, а не сердцем.

Главный учитель школы, диакон Георгий Чочиев, ведет свое дело вполне добросовестно. Книги из ученической библиотеки все в целости и исправности, только тут, как и в Ванати, они никого не интересуют и никем не читаются.

Школа мало снабжена учебниками, особенно осетинскими букварями.

Классная мебель вполне новая и прочная, но в классе нет никакой чистоты и опрятности, чему причиною служит неимение школьного сторожа. [653]

Ремеслам никаким не учат; сада и огорода при школе нет.

Так как в эту школу ходят ученики, живущие верст за 10-12 и притом им приходится переправляться через довольно большую реку, то приют при школе настоятельно необходим. Помещением для приюта может служить здание прежней школы, которое в настоящее время занято церковными вещами, перенесенными сюда из местной церкви, пострадавшей в это лето от землетрясения.

3. Корнисская школа. Здание Корнисской школы построено недавно и занимает порядочный участок земли, пожертвованный Мачаварианами. Школьное здание деревянное новое, но требует ремонта и перестройки, ибо сырые доски, из которых строили здание, теперь высохли и дали во всех стенах такие большие щели, что в них совершенно свободно проходит ветер, снег и дождь. Вследствие плохого и неумелого крытия в школе бывает такая течь, что в дождливое время положительно нельзя в ней заниматься. Классная комната очень тесна и не вмещает всех желающих учиться, но она будет вполне просторна и вместительна тогда, когда выстроят квартиру местному священнику и он освободит занимаемые им теперь комнаты.

Учебная часть школы весьма слаба.

По Закону божьему в старшем отделении прошли только до “Исхода еврея из Египта”, а о Новом завете и Катехизисе не имеют даже понятия, так что оканчивающие в этом году курс учения ученики не знают кого мы называем Богородицей, кто был Иисус Христос и проч.

В среднем отделении изучают лишь молитвы, но и то только механически.

По русскому языку, арифметике и церковному пению ученики почти ничего не знают. Плохие ответы учеников по названным предметам нужно будет приписать, быть может, тому обстоятельству, что ученики, не видя знакомого лица своего учителя, находившегося в то время в отлучке, испугались посторонних лиц и не могли сосредоточиться на задаваемых вопросах.

Учебников, в особенности осетинских букварей, в школе совсем мало. [654]

Восьма неприятно то обстоятельство, что в этой школе да и вообще во всех школах Южной Осетии никакому ремеслу не обучают.

Места для сада и огорода школа не имеет.

Дрова во всех школах Южной Осетии и здесь доставляются очень неаккуратно, о чем было мною лично заявлено горийскому уездному начальнику.

ЦГИА Гр. ССР. ф. 141, д. 149. лл. 12-15. Копия.