№ 359

1873 г. апреля 24. — Учебная программа сельских осетинских школ с четырехлетним курсом обучения, составленная учителем Бекмарской школы И. Татиевым

Сельская школа по числу и по знанию учеников может делиться на три отделения: на первый класс, деленный на два отделения, и на второй класс, составляющий третье (старшее) отделение. В каждом из двух младших отделений ученики остаются по одному году, а в старшем классе или отделении два года.

Так как в осетинских школах нельзя прямо приступить к обучению детей осетин на русском языке, то в младшем отделении обучение детей должно быть преимущественно на родном: языке. Все же пройденное в этом отделении на родном осетинском языке проходится в среднем отделении исключительно на русском языке. Все предметы, проходимые вообще во всех сельских приходских школах преследуют одну цель: развить все духовные и физические способности детей гармонически, но каждый из этих предметов имеет в отдельности особую важность и преследует одну цель, которую нельзя достичь вполне (одним) предметом. Поэтому собственно на преподавание каждого из этих предметов должно быть обращено особое внимание. [610]

Закон божий

Преподавание Закона божьего в первом классе должно быть введено исключительно на родном осетинском языке и должно ограничиваться изучением следующих молитв: “Отче наш”, “Слава отцу”, “Святый боже”, “Царю небесный, достойно”. Далее нужно проходить с учениками “Новый завет" по картинам, изображающим двенадцать господских праздников.

В ином случае, преподавание Закона божьего в первом отделении обременит учеников и не окажет на них никакого воспитательного влияния ни в каком отношении.

Все вышеупомянутое пройдено по Закону божьему в первом отделении на осетинском языке, проходится в среднем отделении исключительно на русском языке и круг знаний расширяется и прибавляются молитвы: перед учением и после учения. Преподавание сего предмета заканчивается во втором старшем отделении изучением “Символа веры”, “Десяти заповедей “божьих” и систематическим изучением нового “Ветхого завета” по руководству Соколова “Начальное наставление в христианской вере”. Руководство это кажется мне лучшим потому, в наших сельских начальных школах, что оно отличается новейшим понятным языком. Оно не затемнено излишнею подробностью, но очень интересно изложены в ней все необходимые знания нашей религии и приложены картины разных из “Священной истории” событий, которые во время изучения уроков по истории, произведут сильнейшее впечатление на детей и много помогут им в условии знания религии. Кроме того, в этом руководстве очень удачно и интересно изложены необходимейшие для мало-мальски образованного православного христианина события из истории православной церкви. Если же не это, то нужно принять за руководство “Краткую священную историю, в которой очень сокращенно изложены “Новый” и “Ветхий завет” и православный Катехизис.

Русский язык

После Закона божьего, русский язык составляет главный предмет программы и служит единственным средством [611] образования не только осетин, но и других туземцев вообще. Преподавание русского языка начинается в южно-осетинских начальных школах с первого же года в первом: отделении. В этом отделении ученики начинают изучать разговорный русский язык по наглядному обучению. Во втором году в среднем отделении ученики начинают читать честь первую часть “Родного слова”. В третьем же отделении ученики должны хорошо пройти вторую часть “Родного слова” и книгу Водовозова с упущением некоторых статей, смотря по продолжительности учебного времени и доступности детям осетин самих статей. Что же касается до того, чтобы дети-осетины в конце первого года обучения умели читать и писать по-осетински, то кажется несообразным и неудобным, во-первых, потому, что осетинская грамота та же самая, что и русская — нет большой разницы между ними (хотя первая труднее второй). Во-вторых, как сказано в программе, русское чтение начинается в начале второго года и стоит только несколько раз объяснить знающим русское чтение ученикам разницу между этими вышеупомянутыми грамотами, заставляет их читать по-осетински и в конце второго года ученики будут знать русскую и осетинскую грамоту. Иначе мы бы обучали детей прежде трудной осетинской грамоте, а потом более легкой русской хотя азбука обеих грамот почти одна и та же, что несообразно с педагогической основою на детской природе. Кроме того, необходимость требует обучать детей скорее русской грамоте, так как жители Южной Осетии этого дожидаются с нетерпением. Между тем, они за осетинскою грамотой совсем я не гонятся. В первом: году учебного времени довольно, если новый учитель осетинской школы научится сам осетинской грамоте, чтобы в среднем отделении ее и своих учеников:

Арифметика

По арифметике в первом отделении можно пройти до 20, но по-русски само собою не будут ученики решать задачи на это число и лишь только будут считать по порядку по наглядным предметам. Но зато нужно и можно пройти это число [612] в первом, отделении на осетинском языке так, чтобы ученики решали на число 20 всевозможные задачи на своем языке. В среднем отделении ученики уже должны решать задачи на число 20 исключительно по-русски. В старшем же отделении можно пройти до тысячи с решением всевозможных задач по правилам четырех арифметических действий, как над отвлеченными, так и над именованными числами.

Руководством при проведении арифметики должны служить следующие задачники: Евтушевского, Воленса и Захарова. В первом и во втором отделениях для умственного решения задач, лучше брать материал преимущественно у Евтушевского, так как задачи его более логичны и потому легки, хотя сложнее чем у Воленса. В старшем же отделении лучше пользоваться одинаково общими руководствами, как для письменного, так и для умственного решения задач, но преимущество опять- таки дается руководству Евтушевского. Задачник же В. Захарова представляет лучшее руководство для письменного решения задач, когда одно из отделений занимается самостоятельно, без учителя.

Наглядное обучение

Наглядное обучение составляет главный предмет всего обучения в первых двух отделениях и, в особенности, младшем отделении. Материалом для наглядного обучения должны служить предметы, находящиеся в классе и на дворе около школы. Самые хорошие пособия но наглядному обучению: картины “Родное слово”, “Видимый мир в картинах”. При обучении детей по наглядному обучению учителю много помогает руководство Симоновича, он должен пользоваться этим руководством. С руководством же Дистервега я не знаком и, следовательно, о нем ничего не могу сказать.

Черчение

Черчение тоже составляет главное занятие учеников двух младших отделений и отлично подготовляет учеников к [613] письму, т. е. развивает у них и руку, и зрение, и наблюдательность и приучает их правильно сидеть во время письма, достигая, таким образом, своей формальной цели. Материальная же цель черчения состоит в том, что дети учатся чертить и рисовать. Кроме того, черчение есть тоже своего рода искусство, развивает в детях эстетическое чувство. Следовательно, черчение как по формальной, так и по материальной своей цели имеет очень важное значение в начальных сельских школах и на него также нужно обратить особенное внимание. В первых двух отделениях ученики чертят и рисуют на аспидных досках, а в старшем на бумаге. Руководствами для этого служат: “Образцы черчения” Кондратенко и первая часть “Родного слова”.

Письмо

В первых двух отделениях ученики пишут на грифельных досках элементы букв и самые слова из “Родного слова”, а в старшем отделении ученики пишут на бумаге по транспаранту Лихачева. Преподавание письма должно вести по способу Мессера и генетически. Учитель должен добиваться от учеников красивого почерка, так как письмо, как искусство, должно развить в детях чувство прекрасного.

Пение

Пение имеет в южно-осетинских школах самое важное значение в педагогическом отношении. Во-первых, оно достигает здесь своей формальной и материальной цели, во-вторых, оно, доставляя осетинам большое удовольствие, увеличивает в них доверие к школе и к учителю. В первые два года лучше поставить одноголосый хор и петь без нот по слуху. В старшем же отделении можно разделить хор уже на голоса и петь по нотам как церковные, так и светские песни. Мотивы церковных и светских песен должны быть благозвучны и легки. Руководство Ражнова и сборник Нелюбова составляют лучшие, руководства по пению. [614]

Гимнастика

В южно-осетинских школах должны быть введены такай некоторые гимнастические упражнения, отличающиеся своей легкостью сообразно с возрастом и силою учеников. Польза их несомненна.

Огородничество

В сельских школах было бы полезно заниматься огородничеством» если бы школа имела для этого землю. Различные работы в огороде — самое лучшее занятие для учеников в послеобеденное время и до нельзя благоприятно действуют на характер детей.

Ремесло

Из ремесел в начальной школе может быть столярное, если школа пользуется особым для сего помещением, но гараздо лучше вести огородничество, если предстоит на выбор.

Учитель Бекмарской сельской приходской школы И. Татиев.

Архив ЮОНИИ АН Гр. ССР, д. 59, лл. 186-193. Копия.