№ 291

1855 г. — Отрывок из книги генерала Н. Н. Муравьева “Война за Кавказом” об юго-осетинской конной сотне

У. События под Карсом во время экспедиции Вали — Паши.

Отряд генерала Базина и назначение его.

Из Ардагана бар. Унгерн продолжал свое движение к Карсу, а вскоре после него Ардаган был снова занят ген. Базиным с двумя батальонами Белостокского пехотного полка, двумя сотнями донских казаков, одною сотнею осетинской конной милиции и одною сотнею карталинской пешей дружны при четырех орудиях. Белостокские батальоны 13-й пехотной дивизии были полные; осетинская конная милиция, набранная на южном скате Кавказского хребта, была замечательна по исправности своей и храбрости, подобно горской милиции, находившейся в действием корпусе, но отличалась перед нею большею покорностью, так как она состояла из христианского народонаселения. Грузинской местной пехоты было собрано в Карталинии две дружины, соответствовавшие по числу [534] своему двум батальонам; они находились около Ахалциха. В прежние годы пехота сия хорошо выдерживала перестрелку в местах пересеченных. Жители Ардагана приняли отряд Базина е полною покорностью а во все время пребывания войск наших в той стороне были послушны и исполнительны, безвозбранно продолжая свою торговлю. С занятием Ардагана; пресеклись сообщения Карса с сею крепостью и с Батумом, откуда после того могли проходить только изредка, тайком пешие люди.

Базин, подаваясь вперед, направился через Джелаус в Заришатский санджак и остановился при с. Гюмбед, снабжая себя провиантом из Ахалкалаки, восточною стороною Чалдырского озера, а Унгернштернбергу приказано было войти в связь под Карсом с легким отрядом, высылавшимся от ген. Бриммера к с. Мелик — Кев, что за Карадогом. Находя, однако, же, что Базин слишком далеко отделился от Ахалциха, главнокомандующий предписал ему отодвинуться ближе к пути своего отступления, предоставив ему избрать себе лагерное место в треугольнике, заключающемся между Ардаганом., Гюль — Верды и Омарага, не переходя сего последнего пункта. Базин избрал Омарага, где он служил опорою нашим летучим отрядам, огибавшим Карс, наблюдал за путями, ведущими из Карса в Ардаган, и держал последнее это место в страхе и повиновении. Сей новый эшелон, отчасти обеспечивавший также прямое сообщение наше с Ахалкалаком и Ахалцихом, наблюдал разъездами своими за происходившим на отдаленных равнинах до подошвы Аджарских гор и доставлял собираемые оттуда через лазутчиков сведения о движениях и распоряжениях неприятеля в Ардануче, Батуми и в горах Аджарии. Вместе с тем предоставлено было также Базину, не ожидая приказания, немедленно возвратиться в Ахалцих, если бы обстоятельства того потребовали...

I! то же время придвинут был из Омараги на истоки р. Куры отряд ген. Базина с целью воспрепятствовать какому-либо усиленному движению неприятеля для доставления в Карс провианта. Базин прибыл на урочище Ягмур-Оглы, но убедившись, что неприятельского движения с топ. стороны не [535] предвиделось, он возвратился но данному ему разрешению 30-го августа в свой прежний лагерь.

Н. Н. Муравьев, «Война за Кавказом в 1855 году». Том I, стр. 195, 196, 242, Спб, 1877 г.