№ 239

1853 г. ноября 2. — Письмо кн. Андроникова князю Воронцову о боевой обстановке в Боржомском ущелье

Спешу довести до сведения Вашей светлости известия, доставленные мне генерал-майором Бруннером, которые хотя еще недостоверны, но, однако, весьма правдоподобны. Важнейшие из них следующие: 1) Турецкие войска, атаковавшие Ахалцих 30 и 31 октября, 1 ноября разбиты и прогнаны генерал-майором Ковалевским, при этом турки лишились 2-х орудий. 2) Войска, выступившие из Ацкура для занятия Страшно-Окопского ущелья, вновь возвратились в Ацкур, на который нападения не было. 3) В Боржоме была перестрелка, но только не с ацкурскими жителями, а с осетинскими милиционерами, которые в 4 часа ночи проходили мимо Боржома и наткнулись на засады напей пехоты; эта милиция была задержана в Боржоме, но когда утром разнеслись ложные слухи о приближении неприятеля, то осетины, за исключением весьма немногих, бросились бежать по дороге на Сурам. В Боржоме все спокойно и сообщение с Ацкуром безопасно. [474]

О расположении ближайших войск положительно мне известно следующее: в Ацкуре — один батальон Белостокского полка горийская дружина и одна сотня осетинской милиции; в Боржоме — один батальон Бретского пехотного полка, в Сураме — две роты Белостокского полка, того же I батальона, которого две роты в Боржоме (сей батальон прибыл в Сурам 28-го октября с обозом Виленского и своего полка), и Квишхетах, в 10-ти верстах от Сурама, по дороге к Боржому, один батальон Брестского пехотного полка. Генерал-майор Бруннер, полагая Боржом достаточно обеспеченным, не почел необходимым подвинуть сей батальон, так как все запасы провианта и фуража находятся в Сураме, где и сам он находится.

При этом обязываюсь доложить Вашей светлости, лазутчики посланные мною вчера в Ацкур и Ахалцих, не возвратились как только они доставят сведения, я незамедлю донести Вашей светлости.

ЦГИА Гр. ССР, ф. 1087, оп. 1, д. 472, л. 67. Копия.