№ 106

1884 г. октября 31. — Прошение поверенных крестьян сел. Принев, Схлит и Муграс М. К. Пухаева и Р. Д. Алборова тифлисскому губернатору об ограждении, их от помещиков

Издавна, и во всяком случае не менее как год, у нас с нашими доверителями есть поземельный спор в отношении к бывшим нашим помещикам князьям: Георгию, Александру, Ивану и другим Палавандовым, который для разрешения в последний раз Тифлисским губернским по крестьянским делам присутствием предложением от 3 апреля сего года за № 350 передан мировому посреднику II отдела Горийского уезда полковнику князю Цицианову, который рассмотрение этого дела затянул до настоящего времени, так что он решения постановляет разновременно по разным местам и с августа месяца требует от нас [209] почти но одному, так что мы теряем рабочее время; кроме того, ввиду разновременно постановляемых решении при одних и тех же поверенных и помещиках к по одному и тому же делу мы, поверенные, и даже все доверители наша потеряли всякое соображение, когда и на какое из этих решений подавать жалобу. Все эти решения одинаковы, но мы и наши доверители поставлены посредником, в такое положение, что против воли должны брать каждый по особой копии, во-первых, потому, что того требует посредник, а во-вторых, потому, что на решениях ставятся разные числа. Кале чая копия стоит до 3-х рублей, а одному сельскому жителю трудно платить такую сумму. Подобная оттяжка дела отчасти служит причиною тому, что не прекращаются недоразумения между нами и помещиками. При каждом нашем, возражении по делу дается характер такого противодействия, между тем мы ничего такого не помышляли и далеки от всего того.

Кроме затяжки мировым посредником дела, еще одно обстоятельство заставляет нас прибегнуть с этой просьбой к Вашему превосходительству, а именно то, что местный полицейский чиновник Росеб князь Амираджиби, зять одного из наших бывших помещиков, князя Георгия Палавандова, ревностно поддерживает интерес, в большинстве случаев не разрешенный подлежащею властию, выставляет наше домогательство не в таком виде как есть, а как бы против установления правительства, так, например, из нас, поверенных, Михаил Пухашвили представлен Вашему превосходительству лицом, подлежащим наказанию, между тем целое общество подтвердит, что я, Пухашвили, ничего подобного себе не дозволял, а действовал лишь в интересах моих доверителей.

Представляя изложенное вашему превосходительству, имеем честь просить: 1) предложить мировому посреднику II отдела Горийского уезда постановить одно решение по упомянутому делу и не стеснять наших доверителей (всего 71 дым), брать каждому отдельную копию; 2) не оставить устранить нас всех от нападении полицейского чиновника князя Амираджиби; 3) приказать местным гласным исследованием убедиться в правдивости Михаила Пухашвили. [210]

При этом просим не считать нас действующим возмущенно или противозаконно, ибо по окончательному решению нашего спора мы беспрекословно подчиняемся всему по решению, а до тех пор Предупредить помещиков и чиновников нас не притеснять и тем оградить нас от всяких нападок.

Поверенные:

1. Р. Алборов

2. М. Пухаев

Архив ЮОНИИ АН ГССР, д. 34, лл. 157-158. Копия.