№ 14

1865 г. ноября 18.Прошение надворного советника князя К. Палавандова управляющему Горийским уездом об оказании ему помощи

В разных деревнях Осетинского участка, Горийского уезда, я имею по наследству принадлежащее мне имение, которое распахивалось разными лицами, платя мне, по обычаю местности, галлу без всякой оговорки.

В сентябре прошедшего года, прибыв в селения Джава и Мсхлеб для личного осмотра имевшихся на моих землях посевов и для сбора галлы, жители помянутых деревень стали было уклоняться от дачи мне галлы (в том размере, в каком я требовал, именно: в размере 2 коды с дневного паханья или же третьей части с урожая, как они сами дают друг другу, когда им нужно будет чужой земли) под предлогом, во-первых, что в том году был скудный урожай и, во-вторых, что они освобождены из крепостного владения князей Мачабеловых 15 лет тому назад и обязаны платить им галлу в размере только десятой части с урожая, получаемого с их, Мачабеловых, земель.

Видя таковое неосновательное упрямство осетин, распахавших мои земли, я вынужден был обратиться к местному участковому заседателю, который по разборе жалобы моей, найдя оную совершенно основательною, стал урезонивать осетин, что распоряжения правительства об обязанности их уплачивать князьям Мачабеловым десятой части из урожая не имеет ничего общего с обязанностью их платить галлу мне в том размере, в каком я требую от них, а потому строго приказал им, чтобы они, если только желают пользоваться моими землями, непременно платили мне однажды навсегда установленную мною галлу, [52] то есть по две коды от урожая с каждого дневного паханья земли; относительно же следуемой мне галлы за прошедший год г-н участковый заседатель, во внимание скудности урожая, убедил меня на этот раз довольствоваться десятою частью, в чем и я не мог отказать.

Между тем, в прошлом сентябре месяце отправился я опять, в сказанные деревни и посредством старшин их требовал от жителей с каждого дня паханья, по обычаю их и нашему, или по две коды, ила же третьей части с урожая, но они отказали мне и в том, и другом, а сказали, что они и князьям Мачабеловым дают десятую часть с урожая.

Находя такое самоволие некоторых жителей деревень Джавы и Мсхлебы для меня очень обидным и убыточным, я обратился еще раз к старшинам, чтобы они по праву, вновь им представленному, дали бы мне законное удовлетворение, но они как ближайшие их родственники, чтобы не подвергнуться их нареканию, не решились понуждать осетин к удовлетворению справедливого моего требования, а дали только мне представляемое при сем свидетельство в том, что осетины при всех их внушениях, остались непослушными и больше десятой части с урожая не хотели дать мне.

Потому, представляя список осетин, распахавших мои земли, покорнейше прошу ваше высокоблагородие приказать, кому следует о взыскании с них с каждого дня паханья земли, мне принадлежащей, по две коды пшеницы и строго воспретить им, чтобы впредь они не могли без особого моего дозволения распахивать мои земли с воспрещением, что за самоволие они подвергнутся строгому по закону наказанию. Надворный советник — князь Константин Палавандов.

ЦГИА Гр. ССР, ф. 48, д. 1179, лл. 1. 3. Подлинник.