ПАВЛОВ А.

О САДОВОДСТВЕ КИЗЛЯРСКИХ АРМЯН И ГРУЗИН

Садоводство кизлярских Армян и Грузин заслуживает особенное внимание. В царствование Петра Великого, возвращавшегося из персидского похода, все пространство земли, усаженной виноградником, на 30 верст в длину, а на 10 в ширину, возле реки Терека и вытекающего из него рукава, было пустопорожее. Для защиты степных Ногайцев и казаков, живущих в станицах по левому берегу озиаченной реки, устроил преобразователь России, по правилам новейшей фортификации, крепость, которая свободно может поместить, во время неприятельского нападения, до 20-ти тысяч душ; а чтоб праздное место не оставалось бесполезным, он манифестом возбудил внимание эчмиадзинских и бывшего грузинского царства Армян и Грузин воспользоваться щедротами его и переселиться на места, окружающие крепость. [2]

Не более 20-ти армянских и грузинских семейств, выехавших из-за Кавказа, построили близь крепости и возле реки Терека, за неимением леса, сакли, и рассадили в близь лежащих местах привезенные с собою виноградные лозы, не наблюдал никакой правильной соразмерности в рассадке. Около пяти лет должны были садоводцы выжидать за труды свои созревших плодов, чтоб преобращать их в красное и белое виноградное вино, называемое ими чихирь, а между-тем продовольствовать себя с семействами покупным у терского семейного войска казаков хлебом, и у Ногайцев рогатым скотом и овцами. Сначала несколько бочек добытого вина, неупотребляемого мухаммедданами, живущими в 40 верстах от них, в котором казаки, выделывающие вино из своих садов не имели нужды, употреблялись ими на уксус и домашнее продовольствие; но когда урожаи виноградные и сады увеличились, тогда Армяне избытки свои перевозили в Астрахань и по распродаже вина закупали в нем персидские изделия и разные мелочные товары, которыми в построенных лавках завели торговлю. Покупщиками их были мирные горцы, жившие в андреевской деревне, терского семейного войска и гребенского казаки.

Эти выгоды, с дарованными Армянам правами и преимуществами, по приглашению их, привлекли из Армении многие семейства, которые неусыпными попечениями, следуя примеру своих единоземцеп, ежегодно занимались рассадкою виноградника и постепенно увеличивали сады; но, видя, что перевозимое ими сухим путем в Астрахань на продажу вино в бочках, в пути от теплоты окисало, а часто и самые бочки от качанья разбивались, они вынуждены были устроить возле садов заводы и все количество выдавливаемого из винограда вина употреблять в ннх на выгон спирта, а из него выделывать водку на манер французской.

Опыты этой промышлености были столь удачны, что Кизлярцы распространили ею прибыточную торговлю, по всем почти великороссийским губернием, а в-особенности по первоклассным и второкассным ярмаркам. Многие годы акциз с вывозимой ими водки простирался до полумиллиона рублей, который ныне обращен на покупщиков горячего их напитка.

Изложив вкратце развитие общественной деятельности, тесно соединенной с государственною пользою, почитаю нужным дань подробное понятие о настоящем положении садоводства.

При выходе из города Кизляра проложены в сады две главные дороги: первая от крепостной площади чрез шлагбаум, мимо Никольского Кладбища до рукава реки Терека, занимает до [3]10-ти верст, что составляет ширину, а другая от Татарского-Базара, к востоку, ведет к деревне помещика Серебрякова и имеет до 30 верст, которые можно принять за длину. От этих главных дорог, по обеим сторонам, проложены узенькие дорожки, по которым свободно может проезжать только одноконная арба. Каждого владельца сад отделяется от другого прорытою канавою, глубиною от полутора до двух аршин и насыпным земляным валом, вышиною в два же аршина. Эти валы обставлены колючим терном, препятствующим перескакивать чрез него рогатой скотине. При каждых воротах сада находится плетневой шалаш, обмазанный глиною, для складки таркала (т. е. кольев) и земледельческих орудий.

Почва земли под садами и дорогами одинакова. Она состоит из иловатого чернозема. В ненастную погоду она делается вязкою, топкою и склизистою, трудною не только для проезда конному, но и для прохода пешему. При всем этом, она скорее и обильнее, без удобрения, оплодотворяет виноградник, если только садоводцы своевременно предоставляют ей все нужные средства и умеют наблюдать за натуральным действием растения, подверженного переменному влиянию климата. Но, к-сожалению, армянские и грузинские садоводцы при рассадке лоз не соблюдали настоящей соразмерности. Они каждой куст от другого сажали не более, как на четверть аршина, и притом на ровной земле, окруженной бороздами прорытыми для поливки их. При такой планировке часто случается, что в некоторых садах вода не доходит до кустового корня; от этого не созревает в полной мере плод и, будучи зеленым, делается невыгоден ни на какое употребление. Но в тех садах, где виноградник в бороздах и отстоит один от другого на пол-аршина, там он при поливке орошается в полной мере влагою и испускает соки свои в ягоды, созревающие от солнечной теплоты.

Но, к-сожалению, животворная сила не на все вообще плоды имеет влияние, потому-что от близкого соединения виноградных лоз густые листья, обвившиеся вокруг таркала, препятствуют проникать солнечной теплоте и сгущять в ягодах сок. От этой несоразмерности садоводцы всегда имеют выдавливаемое из винограда сусло слабое, и хотя они посредством чапры (т. е. дроби или выжимки) и долгой отстойки в бочках стараются укрепить вино, но оно никогда от этой искусственной смеси не имеет настоящей крепости.

Сверх того ощутительный вред наносит винограднику водополье. Обыкновенно, в начале весны, река Терек выступает из берегов; в то время вода поднимается на несколько сажен [4]вышины и, не смотря на насыпной вал, иждивением общества ежегодно укрепляемый, делает прорывы, чрез которые затопляет город и все сады, лежащие в низменных местах. Более двух недель виноградник, напоенный преждевременно и с излишеством водою, ослабляет в сердцевине свои соки; от этого расслабления выспевшие ягоды делаются водяными, неимеющими ни сладости, ни остроты.

Эту естественную преграду, вредную для улучшения садоводства, старалось отвратить и попечительное правительство; но, к-несчастию, все благоразумные меры искусных и опытных инженеров, прилагавших старание укрепить вал к приостановлению воды весною от затопления садов, остались тщетными.

Соображаясь с окружным местоположением реки Терека, впадающего в Каспийское-Море в 40 верстах от города Кизляра, есть, кажется, возможность с правой и левой стороны той реки провести до залива морского отводные канавы, которые, без-сомнения, ослабят в водополье быстрое течение воды и произведут упадок ее на несколько футов, т. е. поставят ее хотя не в обыкновенные границы, но в такие, которые воспрепятствуют воде переливаться чрез вал. Нет сомнения, что на приведение в действо этого общеполезного устройства потребна значительная сумма на издержки, но богатые садоводцы, имеющие водочные заводы и производящие ежегодно выгодный торг в России водкою, имеют возможность, на собственном иждивении провести предполагаемые канавы за умеренную цену; ибо горцы, обработывающие их сады, по закрытии виноградных лоз осенью, числом до десяти тысячь человек, уходят в свои деревни и в-течении шести месяцев проводят беспечную жизнь; поля по этому они охотно согласятся работать за малейшую цену и вместо наличных денег получать от Армян, кроме жизненного продовольствия, разные изделия и мелочные вещи, которые они принимают и за уборку садов; при такой операции, водочные заводчики и садоводцы, производящие торг в городе разным товаром, соблюдут еще свои выгоды.

Но выгоды увеличатся более, если искусственными средствами дадут течению воды другое направление, а именно: своевременная поливка укрепит в виноградниках соки; созревшие плоды дадут при давке густое, сладкое и даже острое сусло, которое при обыкновенном удобрении, обратится в крепкое вино, выгодное не для одного перегона в спирт, но даже и для столового употребления, если только садоводцы пожелают подражать примеру иностранных виноделов; сделать выходы (погреба), переливать [5]вино в бутылки, зарывать их в песок и, по прошествии трех или четырех лет, вывозить на продажу на нижегородскую ярмарку: тогда, без всякого сомнения, они в-течение пятнадцати лет не только сравняют напитки свои с крепостью и вкусом иностранных, но даже и превзойдут их 1.

Армянские садоводцы обнаружили эту истину опытами. Они для собственного употребления имеют отменное столовое вино, выделываемое из кишмиша, но опасаются увеличивать массу его на манер французского, полагая, что продажею его в недрах России, по приверженности народной к иностранным напиткам, не только не приобретут существенной пользы, но и понесут значительные убытки. Мнение это неосновательно. Мы видим, что донское вино с охотою покупают в Риге и Петербурге, где разных иностранных вин много; следовательно, один ложный страх удерживает Кизлярцев от выгодного предприятия, которое, натурально, развивалось бы постепенно и в-последствии времени возбудило бы в них ревность и усердие на пространных пустопорожих равнинах, ведущих к Сладкоеричной-Пристани рассадить виноградник и увеличить садоводство; ибо к этой благовидной цели имеют они все средства.

1) В песчаных местах, лежащих возле рукава реки Терека, смежного с их садами, можно устроить выходы для сбережения вина.

2) За перевозку на арбах до Сладкоеричной-Пристани, отстоящей от Кизляра в 60 верстах, заплатят они с ящика, вмещающего примерно 50 бутылок, по 30 коп. серебр.

3) На астраханских купеческих судах, доставляющих в Сладкоеричную-Пристань провиант для продовольствия кавказского отдельного корпуса, при отплытии их в Астрахань, с каждого ящика заплатят они не более 30 коп. сер.

4) Доставка из Астрахани на расшивах до нижегородской ярмарки с каждого ящика будет стоить не более 1 рур. сереб.

Итак, весь провоз обойдется в 1 р. 60 коп. сереб., и если присоединить к нему все издержки, т. е. за открытие весною виноградных лоз, резку винограда, давку его, переливку вина в бутылки, закрытие садов и процепты за четырехлетнюю [6]продержку в выходах, то каждая бутыль с доставкою ее в нижегородскую ярмарку будет стоить 20 коп. сер., а ящик в 50 бутылей 10 руб. серебр., и если виноделы возьмут оптом за него 20 р. сер., то получат барыша 10 р. сер.; следовательно, увеличивая эту отрасль промышлености, можно надеяться, что чрез 15 лет Кизлярцы в состоянии будут платить с каждого пятидесяти-бутылочного ящика 3 р. серебр. — акциз, который, при вывозе ими большего количества вина, сделает значительное приращение казне и тем ни мало не ослабит тарифа за доставляемые чрез балтийские портовые города иностранные вина.

В заключение нужным почитаю сказать, что чем более садоводцы будут увеличивать эту ветвь промышлености, тем более увеличат они внутри Кизляра торговлю. Разумеется при распространении садоводства потребно более рабочих из горцев, которые, вместо наличных денег, принимают разные изделия и вещи; в таком случае, по распродаже вина Кизлярцами в нижегороской ярмарке, они обязаны будут у русских купцов, закупать более товара; из этого ясно обнаруживается взаимная польза отдельных обществ, которая, сообразно существующим узаконениям, переходит и в государственную, если мы только исчислим все обязанности промышлеников.

А. ПАВЛОВ.


Комментарии

1. И рассадить виноградник реже против настоящей меры есть садоводцам возможность. Они чрез пять, шесть и не более семи лет всегда старые кусты вырывают и заменяют новыми; следовательно, при этой перемене могут соблюсти правильность, способствующую лучшему оплодотворению лоз.

Текст воспроизведен по изданию: О садоводстве кизлярских армян и грузин // Отечественные записки, № 7. 1848

© текст - Павлов А. 1848
© сетевая версия - Thietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Отечественные записки. 1848