КАВКАЗСКАЯ ЛЕТОПИСЬ.

Военные известия.

Осенние действия отрядов на правом крыле Кавказской Линии.

По окончании летних занятий войск правого крыла, строивших укрепления и прикрывавших водворение новых станиц, до роспуска отрядов на зимние квартиры, предприняты были наступательные действия в земли непокорных горцев, населяющих пространства позади занятых нами новых передовых линий по р. Адагуму и р. Белой, с тем, чтобы часто повторяемыми действиями вынудить их наконец к безусловной покорности, или заставить переселиться в дальние земли немирных племен. Для этой цели назначены были три отряда: Майкопский, Лабинский и Адагумский.

Майкопский и Лабинский отряды, по распоряжению командующего войсками правого крыла, должны были действовать один другому на встречу и для открытия прямого сообщения между укр. Майкопским и верхнею частью Лабы, прорубить чрез леса просеки и проложить дорогу по такому направлению, [26] чтобы отделить плоскость, лежащую между реками Лабою и Белой от горного края примыкающего к главному Кавказскому хребту.

Адагумский отряд должен был вторгнуться и опустошить Натухайскую землю, действуя круговым движением из укр. Крымского (на верхнем Адагуме) чрез укр. Константиновское (на месте бывшего Новороссийска), по Цемесскому ущелью чрез Анапу, и потом чрез укр. Варениковское выйти опять к укр. Крымскому.

По случаю ненастной погоды действия отрядов не могли начаться ранее 8-го ноября.

Майкопский отряд (7 батальонов пехоты, 5 сотен казаков, 12 орудий, ракетная команда и милиция), под начальством генерал-майора Рудановского, выступил 8-го ноября и наступая вдоль северной опушки леса, покрывающего скаты Кавказского хребта, до 13-го числа того же месяца прорубил просеву чрез лес, раскинутый по течению р. Ули, и разработал спуски по рекам Серале, Фарс и Кхатль. При фуражировке 12-го числа была небольшая перестрелка с Махошевцами.

13-го ноября, генерал-майор Рудановский оставил вагенбург под прикрытием 2-х батальонов Кубанского полка с частью казаков и артиллерии, а с остальными в исками двинулся чрез речки Фарс и Псефир к балке Джариако (дубовой), вдоль которой идет дорога к средней Лабе, и приступил к рубке просеки, навстречу Лабинскому отряду, который прибыл в тому же времени на правый берег Фарса, вошли в сношения с Майкопским отрядом и рубил также проcеку чрез нее, разделивший оба отряда.

Действия Лабинского отряда описаны ниже.

Во время движения вперед, 13-го ноября, Майкопского отряда, оставленный им позади вагенбург, привлек к себе хищного неприятеля: значительные конные и пешие партии Махошевцев, пользуясь лесистою местностью, завязали перестрелку с вагенбургом и даже пробовали бросаться в шашки; но огонь артиллерии и стрелков удачно останавливал их покушения.

14-го и 15-го продолжалась рубка леса; а 16-го обоими отрядами предпринята усиленная

рекогносцировка берегов Фарса, вверх по его течению. Войска Майкопского отряда, следуя по левому берегу реки, переправились чрез две глубокие, покрытые сплошным лесом, балки Пшехоко и достигли уроч. Шезоно; но как цель действий Майкопского и Лабинского отрядов состояла в отделении, просеками и устройством дорог, лесной и горной полосы от плоскости, то генерал-майор Рудановский, не находя надобности вдаваться в глубину леса, ограничился только занятием опушки его для осмотра местности, при чем легкая колонна, под начальством подполковника Есакова, овладела двумя запалами, устроенными горцами при входе в лес. При обратном движении этой колонны неприятель горячо преследовал арьергард.

17-го число предпринято обратное движение к укр. Майкопскому. Продолжая уничтожать неприятельские запасы и расчищать лес, отряд направился на р. первый Кхатль, обходною дорогой, дабы миновать глубокие балки левого берега Фарса. 18-го и 19-го, переправясь через речки Уль и Серале, войска достигли Длинного леса и приступили к разработке просеки по направлению к Майкопу.

В бывших в эти дни перестрелках мы потеряли — убитыми: обер-офицер 1 (Кубанского полка прапорщик Тихменев), нижних чинов 2. Ранеными: нижних чинов 7.

С 20-го по 30-е ноября производилась рубка просеки в Длинном лесу, с целью отделить этот лес, выдающийся в виде мыса из обширных лесов, покрывающих покатости главного Кавказского хребта.

30-го числа просека была окончена и теперь Длинный лес, разобщенный ею от остального лесистого пространства, находится совершенно в руках Майкопского гарнизона, который может, уже без потерь, добывать в нем строевой лес, необходимый для построек.

Во время этих работ неприятель внимательно следил за нашими действиями. Жители аула

Асан-Шукой (к направлении которого разрабатывалась главная просека Длинного леса) покинули свои жилища и перебрались в верховья р. Серале. Оставался в близком расстоянии от места работ только один аул, населенный выходцами Баракаевского племени, лежащий в лесистой, почти неприступной балке и защищенный рядами завалов. Находя вредным оставить нетронутым этот враждебный нам аул, находящийся в близком расстоянии от сообщения укр. Майкопского с Лабою, генерал-майор Рудановский, движением к Майкопу обманув бдительность неприятеля, 1-го декабря, неожиданно повернул к аулу и ворвался в него 3-мя колоннами с разных сторон. Горцы узнали о нападении только тогда, когда аул был объят пламенем. При уничтожении этого аула истреблены большие запасы хлеба и сена, и множество имущества и скота досталось в добычу солдатам. По распространившейся тревоге, жители окрестных аулов большими массами стали спускаться к нашей колонне и с запальчивостью бросались неоднократно в атаку; но стрелки штыками успешно отражали их нападения.

Не менее того, ожесточение горцев было так велико, что отряд, до самого выхода на открытую местность за р. Шентах, должен был иметь орудия на отвозах. Потеря наша в этом деле: убитыми — нижних чинов 2, и ранеными обер-офицер 1 (13-го стрелкового батальона прапорщик Пащенко), нижних чинов 11-ть.

2-го декабря войска распущены по зимовым квартирам.

Лабинский отряд (4-е батальона пехоты, два дивизиона драгун, 16 сотен казаков и 16 орудий). Начальник Лабинского отряда генерал-майор Войцицкий, 11-го и 12-го ноября, переправлял свои войска на левый берег Лабы, 13-го двинулся в неприятельские земли, навстречу Майкопскому отряду, а 14-го приступал к рубке просеки и разработке дороги с привой стороны речек Фарса и Псефира. К вечеру 15-го числа, просека была окончена в ширину на ружейный выстрел и соединяясь с просекой Майкопского отряда, образовала большую поляну, пересекаемую р. Фарс.

16-го числа Лабинский отряд одновременно с Майкопским производил усиленную рекогносцировку берегов Фарса и рубил просеки, а 17-го отряди разошлись, предприняв каждый обратное движение к тем местам, откуда открыли наступательные действия.

В час пополудни, 19-го ноября, разъезды Лабинского отряда, при обратном его следовании, заметили в глубокой балке, ведущей к р. Псефир, конную партию до 1500 горцев. Усилив немедленно пикеты 2-мя сотнями казаков, генерал-майор Войцицкий выдвинул вперед всю кавалерию отряда, с конною артиллерией; картечь и ракеты мгновенно смешали неприятеля, а быстрая атака драгун и линейных казаков окончательно рассеяла его. Горцы спаслись бегством в ближайший лес, оставив на месте 5-ть трупов (в том числе тела главы Махошевского племени Гаджи и эфендия Ахмета Мокогова), множество оружия и 18-ть убитых лошадей. По свидетельству махошевских старшин, приезжавших просить тела, потеря их весьма значительна. С нашей стороны ранено 6-ть нижних чинов и милиционеров.

21-го ноября, по возвращении на Лабу, отряд запасался продовольственными и артиллерийскими [27] припасами для предстоявшего движения к уроч. Хамкеты и далее к верховьям р. Фарса. Открытие доступа по этому направлению имеет для нас ту важность, что оно ведет к верховью р. Белой выше ущелья Майкопского.

22-го и 23-го отряд переправлялся в укр. Каланджинском чрез Лабу, а 24-го выступил по направлению к просеке, сделанной в 1850 году на р. Ходз, и расчистил ее от разросшегося кустарника. 25 и 26-го, войска расчистили лес на р. Губс, разработали просеку чрез лес покрывающий течение р. Шотгорн и построили два поста.

27-го, оставив вагенбург под прикрытием 6 рот пехоты, 1-вой сотни казаков и 6-ти орудий, отряд предпринял усиленную рекогносцировку но направлению к уроч. Хамкеты, с намерением проникнуть до уроч. Хагуар. Заменись движение наших войск, неприятель в значительных силах сосредоточился за р. Мокрый Хамкеты, с очевидным намерением упорно сопротивляться. Конные партии горцев заняли окрестные высоты, а пешие рассыпались в покрытых густым лесом балках. Усматривая, что атака неприятельской позиции с фронта, даже в случае успеха, не обойдется без значительной потери, генерал-майор Войцицкий занял внимание горцев перестрелкой милиции и 2-х сотен казаков и направил две кавалерийские колонны, каждую в 6-ть сотен, в обход справа и слева, но низменным, скрытым тропинкам, приказав им по условленному сигналу одновременно атаковать неприятеля. Распоряжения эти имели полный успех: горцы не выдержали стремительного нападения обходных колонн и, побросав тела своих убитых, в беспорядке отступили. Пользуясь этим, казаки заняли высоты и прикрывали движение пехоты к реке. Канавы вырытые неприятелем на переправе были засыпаны, завалы разобраны и генерал-майор Войцицкий с легким отрядом дошел до уроч. Хагуар; но сильный снег, метель и вслед затем мороз воспрепятствовали дальнейшему движению отряда.

В этом деле горцы оставили в наших руках 16-ть трупов, много оружия и 22 лошади С нашей стороны ранено 3 казака и 1 милиционер.

28-го и 29-го отряд следовал к укр. Каланджинскому, а 30-го распущен по зимовым квартирам.

Адагумский отряд (9 1/2 батальонов пехоты, 16-ть сотен казаков и 23 орудия). Начальник Адагумского отряда, полковник Бабич, к 8-му ноября (сосредоточил весь свой отряд в укр. Крымском, построенном в прошлом 1858 году в долине р. Адагума. Имея целью пройти Натухайские земли по тем направлениям, где преимущественно гнездится враждебное население, полковник Бабич избрал, как сказано выше, круговое движение: от укр. Крымского к укр. Константиновскому, Анапе, Варениковскому и потом чрез уроч. Мезингуч к укр. Крымскому и действовал по этому направлению 3-мя, 4-мя и 5-ю колоннами, по нескольким параллельным дорогам, захватывая таким образом широкую полосу населения Натухайской земли.

В полночь с 8-го на 9-е отряд разновременно, тремя эшелонами, выступил укр. Крымского. Две первые колонны направлялись вверх по Адагуму в Баканское ущелье, напали врасплох на ближайшие аулы: Музакиш, Хурам-Хабль и Бодскозоджо-Хабль, совершенно истребили их со всеми запасами хлеба и сена и захватили одного конновооружённого горца и 25 штук рогатого скота. Жители этих аулов на протяжении 5-ти верст провожали войска жаркой перестрелкой, но не причинили большого вреда. Потеря наша в этом деле: убитыми—казак 1 и ранеными — обер-офицер 1 (Черноморского конного № 9-го полка есаул Легин); нижних чинов 3.

9-го ноября весь отряд сосредоточился при слиянии рек Адагума и Бакана, в 11-ти верстах от укрепления; 10-го фуражировал и истреблял ближайшие к позиции кутаны, а 11-го двинулся к Неберджайскому ущелью и истребил 8-мь аулов, большею частью оставленных жителями (Псемахачь, Кабертьяко, Хатлуко-Хабль, Тачагос, Мюгош, Неберджай, Ди-Хабль и Ерагуза-Хабль). При этом у нас ранено нижних чинов 2. 12-го отряд фуражировал, разрабатывал дорогу подъема на главный хребет и истреблял близлежащие аулы Икобзы-Еташтавко с запасами хлеба и сена. С нашей стороны ранено двое нижних чинов.

13-го, при движении к укр. Константиновскому чрез главный кавказский хребет, взят большой каменный завал, устроенный горцами поперек дороги. Пользуясь местностью, неприятель неоднократно нападал на наш арьергард, но картечь и стрелки при каждом покушении отбрасывали его назад с видимым уроном. В этом деле у нас ранено 6-ть нижних чанов.

По прибытии в укр. Константиновское, отряд фуражировал и истреблял аулы Урсук и Асозук; кавалерия захватила 10 штук рогатого скота

14-го ноября полковник Бабич получил донесение, что жители аулов, лежащих на речках Дуг и Озерейк, в 15-ти верстах от Константиновского, рассчитывая на неприступность своих жилищ, не покидали их, несмотря на близость наших войск, и даже грабили ближайших соседей своих за мирные торговые сношении с нами. Находя, что наказание этих аулов будет иметь выгодное влияние на горцев того племени, полковник Бабич, в 3 часа по полудни, послал две колонны, приказав им напасть на аулы с двух противоположных сторон.

Обеим колоннам предстоял немалый труд: в местности малодоступной, по дорогам испорченным продолжительными дождями, надлежало идти форсированным маршем, дабы застать неприятеля врасплох.

Начальник 1-й колонны полковник Хромов, затрудняемый полевой артиллерией, оставил ее у подъема на гору, под прикрытием одного батальона пехоты, и с остальными войсками продолжил движение. При подъеме на высоты колонна открыта была неприятелем. Полковник Хромов, не давая горцам времени собраться в значительных силах, немедленно послал в ущелья Дуг и Озерейк всю кавалерию с пластунами и частью пехоты. Быстрым и удачным движением войска мгновенно овладели и истребили аулы Дуг, Шожоко-Хабль, Тлухореко-Хабль, Керзок-Хабль и Халиб-Хабль со всеми запасами и имуществом и захватив в плен 85 душ и 560 голов рогатого скота, в 10 часов утра отступили на соединение со 2-ю колонною.

Движение 2-й колонны, под начальством подполковника Левашева, было так же весьма удачно. Поднявшись с рассветом на высоты противоположные занятым 1-ю колонною, войска спустились в ущелье, истребили жилища горцев с запасами хлеба и сена, взяли в плен 74 души и 400 голов рогатого скота и в 10 1/2 часов утра, соединясь с 1-ю колонною, благополучно возвратились в лагерь. Потеря наша в этом удачном набеге убитыми 1 милиционер, ранеными 5-ть нижних чинов. Взятые в плен горцы, 159-ть душ, доставлены в укр. Константиновское.

15-го и 16-го производились работы по усилению обороны укреп. Константиновского, с целью привести его в такое состояние, чтобы оно имело возможность держаться с незначительным гарнизоном.

С 17-го по 23-е ноября, выступив из [28] укр.Константиновского, отряд следовал по прямому направлению чрез Цемесское ущелье к Нашембургскому редуту (находящемуся близь Анапы), а потом перевалил чрез хребет Тфишатль по направлению к развалинам упраздненного укреп. Гостогаевского. Разделяясь, смотря по надобности, на 4 и на 5 колонн, войска прошли боковые ущелья: Баканское, Докос, Пчегодегуз, Дешемез, Конхенай, Пхефитль, Терпишатль и долины речек: большой и малый Ичиако, Хоам, Псичаге, Китлемидж, большой и малый Куматыр,—истребили множество аулов, лежащих в этих местах, более 3150 саклей и сожгли огромные запасы хлеба и сена. Горцы отчаянно защищались и, по свидетельству лазутчиков, понесли значительную потерю. Потеря наша в этих делах: убитыми обер-офицер 1 (прапорщик Крымского пехотного полка Яворский), нижних чинов 4, ранеными нижних чинов 10.

С 23-го ноября по 2-е декабря, продолжая движение, отряд следовал по направлению к укреплению Варениковскому, отдельными колоннами заходил в ущелья: Суммай, Псынаб и с долин рек Обраг и Чукубс, а потом, сделав две дневки при укреп. Варениковском, следовал к укреп. Крымскому, разоряя на пути боковые ущелья Шуго, Псебепс, Хопс, Невитль, Бжеубат, Псиф, Худако, Хаитх, Цугозерибль и пр. На этом пройденном отрядом пространстве истреблено им около 4400 саклей в аулах и кутанах, во множестве разбросанных по этим местам, сожжены большие запасы хлеба и сена и захвачено 70 голов рогатого скота и 135 баранов. Потеря наша в этих делах: нижних чинов — убитый 1, без вести пропавший 1 и раненых 11-ть.

4-го декабря войска распущены по зимовым квартирам.

При опустошении земли Натухайцев с намерением пощажены аулы лежащие в приморских ущельях, так как они отдалены от главной массы враждебного нам населения и, не имея никакой самостоятельности, готовы безусловно покориться, если остальные Натухайцы оставят занимаемый ими край.

Таким образом, цель осенней экспедиции достигнута усиленными трудами войск Майкопского и Лабинского отрядов, с 8-го ноября по 2-е декабря открыто прямое сообщение Майкопа с центром Лабинской линии, отрезана плоскость от горного края, отделен, как выше объяснено, Длинный лес от остального лесного пространства, малоизвестная местность исследована, между прочим от Лабы по направлению к верховью р. Белой, и наконец посредством разработки просек и удобных спусков на переправах мы достигаем возможности во всякое время года тревожить горцев внезапными набегами, мешать их полевым работам и угонять стада, чтобы этими действиями постепенно довести их до необходимости покориться.

Действия Адагумского отряда увенчались полным успехом. При способе движения отряда широкою полосой войска проникли в самые отдаленные, считавшиеся до сих пор неприступными, убежища Натухайцев, опустошили и разорили враждебные нам населения до такой степени, что горцы этого племени, лишившись до 7 т. дворов со всеми продовольственными припасами, при наступившей зиме и свирепствующей в тех местах оспе находятся с самом бедственном положении. Депутации их являлись с изъявлениями покорности на некоторых условиях; но узнав, что мы, желая положить конец беспорядкам в этой стран, требуем покорности безусловной, возвратились в свои жилища для совещаний.

Текст воспроизведен по изданию: Кавказская летопись. Военные известия // Газета "Кавказ", № 6 (от 18 января). 1859

© текст - ??. 1859
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Валерий. 2020

© дизайн - Войтехович А. 2001
© Газета "Кавказ". 1859