№ 10

Письмо Дубы Мухаммадмирзе (не ранее июня 1848 г. и не позднее марта 1849 г.) 1

Размеры документа: 10x7 см. На обороте листа овальная печать с именем отправителя.

Перевод

От раба Аллаха Дубы к храброму, славному наибу, мухаджиру Мухаммадмирзе — салам тебе, милость и благословения Пророка и его семьи. Аминь.

А затем — мы просим, о благородный, любимый, возвращения того, что отнято у брата известного посыльного их 2 людьми в твоем вилайате; и подлинно, он направился в ту сторону по моему разрешению и повелению и по воле наиба Саадуллы 3, более того, по моему повелению и его приказу, с целью исполнения наших намерений; а то, ради чего мы отправили его, было делом важным и было в отношении его очень добрым (благом).

Так отбери у них то, что они отняли у него, даже если тебе не очень хочется. Приведи управу для острастки. И мир.

РО СПбФ ИВ РАН. ДФ. А 276. Инв. № 1688. Л. 21аб. Подлинник.


Комментарии

1 Письмо датировано по времени документа аналогичного содержания, с которым оно связано (см. док. № 19).

2 Видимо, следует читать “твоими”.

3 Саадулла (в русских источниках искаженное “Саибдулла”) — наиб Шамиля в Малой Чечне (в Гехинском вилайате), куда, видимо, он был перемещен на место Мухаммадмирзы (Анзорова) в связи с назначением последнего в марте 1849 г. мудиром над новыми землями (см. [Арабские письма..., 1974, с. 210-211, письмо IV от Шамиля к Дубе об этом назначении]). Участвовал в подготовке похода в Кабарду наряду с Дубой и Атабаем [КС. 1895, т. 16, с. 336-337]. Абдурахман дает ему нелестную характеристику: “В провинции Кехи (Гехи. — Р.Ш.) был наибом известный смельчак Саадулла. Он не умел обращаться со своим народом и управлять делами так, как этого требовали их нравы. Участились жалобы народа на него. Шамиль все же не хотел снимать его с наибства за его храбрость. Когда люди Кехи узнали, что имам не хочет с ним расстаться, то потеряли надежду, что наступят лучшие времена, и большинство населения Кехи перешло на сторону русских. Шамиль остался без войска...” [Книга..., 1997, с. 75].

В настоящем сборнике (док. № 33) из уст посыльного Мухаммадмирзы узнаем о бедственном положении в вилайате, неблаговидном поведении Саадуллы и недовольстве им.