ДВА ОТНОШЕНИЯ К Г. ВОЕННОМУ МИНИСТРУ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА.

(Помещаются по Высочайшему повелению.)

1.

От 8-го Июля 1837 года. После отношения моего к вашему сиятельству от 18 прошлого Июня за № 191, о действиях в Дагестане командующего 20-ю пехотною дивизиею генерал-маиора Фези, получены мною следующие донесения:

По взятии Xунзаха, генерал-маиор Фези со вверенным ему отрядом, двинулся на Север по направлению к сел. Цатаных.

Прибыв 5-го числа к вершине Унцукульского ущелья, авангард означенного отряда встретился с Койсубуйлинцами, которые открыли по нашим войскам ружейный огонь, непроизведший вреда. [481]

На другой день Анцукульцы, видя опасность быть окруженными, вышли на встречу генерал-маиору Фези с изъявлением покорности; прочие же Койсубуйлинцы спаслись бегством. Взяв от Унцукульццев заложников от почетнейших жителей, поименованный генерал с своим отрядом продолжал с возможною быстротою преследование Койсубуйлинцев по направлению к Ашильте; вся конница, Чеченская дружина и два баталиона пехоты с одним горным единорогом под командою подполковника Берзуля, за деревнею Бетлет, напали на Койсубуйлинцев, отбили у них часть рогатого скота и взяли в плен двух вооруженных жителей, из коих один почетнейший старшина Бетлетский. При сем с нашей стороны убить рядовой один и контужен казак один; Койсубуйлинцы имели также несколько человек ранеными.

Селения Унцукуль, Бетлет, Мосох, Иквальта и многие другие аулы Койсубуйлинские, покорились нам, выдав заложников.

Между тем получено донесение, что находящиеся с Казикумыкскою и Аварскою милициями Генерального Штаба капитан Бергенгейм и Куринского егерского полка капитан Тулинский, обще с теми милициями, принудили Шамиля, Ташев-Гаджи и Кибит Магомета, запереться в замке и укрепленной деревни Телетли, что [482] у верховьев Аварского Койсу, верстах в десяти от Xунзаха на Юг.

Для сего генерал-маиор Фези отправил генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полка подполковника Бучкиева, с одним баталионом и двумя кегорновыми мортирками, форсированным маршем обратно чрез Xунзах к Тилетли, при чем подполковнику Бучкиеву дана инструкция: блокировать Шамиля в Тилетли, отнять у него средства к спасению бегством и в случае возможности, по обстоятельствам и усмотрению его, действовать решительно, при чем стараться сохранить сообщение с Xунзахом.

С 7-го на 8-е Июня, Шамиль, Ташев-Гаджи и Кибит Магомет, сделали вылазку из сел. Тилетли и замка, близ оного находящегося, с намерением своею многочисленною партиею, состоящею из разных Горцев, окружить отряд подполковника Бучкиева.

Тогда завязался кровопролитный бой, следствием коего было обратное отступление неприятеля.

Но как без полевой артиллерии невозможно было взять приступом замок, то, дабы не подвергать людей бесполезной потере от сильного неприятельского огня из замка и прилежащих к нему строений, подполковник Бучкиев приказал возвратиться своему отряду на прежнюю [483] позицию, из коей продолжается обложение замка Шамиля. Потеря в сей день с нашей стороны, при отчаянном нападении неприятеля и при мужественном сопротивлении 2-го баталиона генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полка, была значительная; убито: обер-офицеров 2, нижних чинов 92; ранено: обер-офицеров 3, нижних чинов 183; контужен штаб-офицер 1. Равномерно поле сражения было усеяно трупами Мюридов и других Тавлинцев; по имеющимся сведениям их потеря простирается, до 100 человек убитыми и более того еще ранеными; между убитыми неприятелями находились Андийские старшины Газиол и известный Джарский мулла Гамазан.

9-го Июня, отряд генерал-маиора Фези, спустившись с Бетлетской горы, двинулся к Ашильте, что при слиянии Андийской Койсу с Аварскою, и встретил в весьма крепкой позиции, верстах в четырех от Ашильты, Мюридов, Койсубуйлинцев, Гумбетовцев и других Тавлинцев под предводительством Уди-Муллы, Али-Бека, Сурхай-Кади и Имама-Али.

К неприятельской позиции, на левом берегу речки Бетлет, вела только одна узкая тропинка, пролегавшая противу правого фланга оной. [484]

Подполковник Берзуль с баталионом, поддерживаемый двумя другими баталионами, выбил неприятеля из позиции и гнал безостановочно до самой Ашильты. Деревня сия, построенная амфитеатром, находится на скалистом и обрывистом берегу малой речки, прикрывая собою дорогу, идущую к сел. Чиркат, на реке Аварской Койсу; все дома оной, построенные из камня, были приведены в оборонительное положение; везде в стенах, в несколько рядов, бойницы; на плоских крышах устроены брустверы; промежутки между домами и улицы баррикадированы; на обоих флангах деревни находились две фланкирующие каменные башни. Защитников Ашильты было до 2000 человек, давших взаимную клятву на коране: победить или умереть.

Ашильта штурмовалась тремя колоннами. Начальство над колоннами было поручено подполковнику Берзулю. Левою колонною из четырех рот пехоты командовал Апшеронского пехотного полка маиор Шнитников; правою колонною из трех рот пехоты, одной сотни спешенных линейных казаков и Шамхальской конницы, командовал Апшеронского пехотного полка маиор Фукс; среднею колонною из 4-х рот пехоты командовал подполковник Берзуль.

Для поддержания сих колонн, находились [485] во 2-й линии 5-ть рот пехоты и спешенных сотня казаков.

В резерве, для прикрытия неподоспевшей артиллерии, находилось 7 рот пехоты. Предположено было опрокинутому неприятелю, отступавшему к Ашильте, не дать опомниться; а потому, не ожидая прибытия артиллерии, тотчас было приступлено к начатию штурма; при сем у средней колонны действовали два горные единорога.

После долгой и отчаянной обороны, левая колонна, имея в голове Куринского егерского полка штабс-капитана Пулло, ворвалась в укрепление; потом правая колонна и наконец и средняя, имея в голове Апшеронского пехотного полка штабс-капитана Вагнера.

По вступлении всех трех колонн в укрепление, начался жесточайший рукопашный бой; каждый дом надлежало штурмовать по одиначке. После продолжительной борьбы защитников с аттакующими, геройская храбрость Русских заставила Мюридов и других Тавлинцев бежать на высоты за деревню. Оттуда, ободряемые криком своих мулл, они с ожесточением шесть раз бросались на наши колонны, дабы овладеть Ашильтою, но каждый раз, отбиваемые с уроном, принуждены были спасаться бегством по разным направлениям; главная часть неприятелей бросилась чрез Андийскую [486] Койсу к сел. Чиркату, уничтожив за собою мост; иные бежали вверх по правому берегу Койсу; другие спаслись в укрепленный замок Шамиля, в нескольких верстах ниже Чирката на р. Андийской Койсу.

Наши враги были преследуемы, но темнота ночи положила предел действиям сего дня.

В сражении под Ашильтою и на штурм оной, с нашей стороны убито: нижних чинов 28; ранено: штаб-офицер 1, обер-офицеров 8, нижних чинов 107; контужено: обер-офицер 1, нижних чинов 39.

Убитых Тавлинских тел насчитано на поле сражения 87, не включая сюда сгоревших и погибших под развалинами домов; дорога от Ашильты до Чирката была обагрена вражескою кровью убитых и раненых, унесенных своими соплеменниками.

Пленных не было взято; неприятели сражались отчаянно, не прося пощады.

При сем прилагаются ведомости убитым, раненым и контуженным под дер. Тилетли и Ашильтою.

При штурме Ашильты, по засвидетельствованию генерал-маиора Фези, оказывали отважность и геройскую неустрашимость все Гг. штаб и обер-офицеры и нижние чины командуемого им отряда: Апшеронцы, Куринцы, казаки, Чеченцы и Тарковцы, одушевляемые усердием, [487] пренебрегая опасность, соревновали друг другу.

Но в особенности отличившиеся были: Куринского егерского полка, подполковник Берзуль; Апшеронского полка маиоры: Шнитников и Фукс; штабс-капитаны: Вагнер, Ктитарев и Лысенко; Куринского полка штабс-капитаны: Пулло и Мартынов, поручик Терентьев и Кизлярского казачьего полка есаул Алтанов; Грузинского гренадерского полка штабс-капитан Сумбатов и 10-го класса отрядный коммисионер Шадиков; исправлявшие должность адъютантов при генерал-маиоре Фези, и с самоотвержением действовавшие в сей день, адъютанты генерал-маиора Фези штабс-капитан Квятковский, Кабардинского егерского полка прапорщик Бибиков и исправляющий должность адъютанта 2-й бригады 20-й пехотной дивизии поручик Корякин.

О чем для доведения до Высочайшего Государя Императора сведения, имею честь сообщить вашему сиятельству. [488]

ВЕДОМОСТЬ

Убитым и раненым нижним воинским чинам 2-го баталиона пехотного князя Варшавского полка при сел. Тилетли, в ночи с 7-го на 8-е число Июня, во время вылазки Шамиля, Ташев-Гаджи и Кибит Магомета с партиями сообщников.

 

Убито.

Ранено

 

Унтер-офиц.

Рядовых

Нестроевых

Унтер-офиц.

Рядовых

2-го батальона пехотного генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полка

6

85

1

17

166

Подлинную подписал генерал-маиор Фези. [489]

ИМЯННОЙ СПИСОК

Убитым, раненым и контуженным Гг. штаб и обер-офицерам 2-го баталиона пехотного князя Варшавского полка при сел. Тилетли, в ночи с 7-го на 8-е число Июня, во время вылазки Шамиля, Ташев-Гаджи и Кибит Магомета.

Убиты:

1. Штабс-капитан Дмитрий Чертков.

2. Прапорщик Илья Тулушев.

Ранены:

3. Штабс-капитан Антон Кривоносов.

4. Поручик Ларион Чичикадзе.

5. Прапорщик Илья Борщев.

Контужен:

6. Маиор Павел Дягилев.

Подлинную подписал генерал-маиор Фези. [490]

ВЕДОМОСТЬ

о убитых, раненых и контуженных воинских чинах и лошадях, при взятии штурмом с. Ашильты, 9 Июня 1837 года.

Означение войск

Убито.

Ранено.

Контуж.

Унтер-оф. Музыкантов. Рядовых. Штаб Обер Унтер Музыкантов. Рядовых. Азиатцев. Лошадей. Обер Унтер Рядовых
       

Офицеров

       

Офиц.

 
Апшеронского полка

2

1

9

1

3

5

1

48

«

«

«

4

15

Куринского полка

4

1

9

«

3

4

«

46

«

«

1

3

12

Казачьих полков:

                         
Горского

«

«

«

«

1

«

«

«

«

1

«

«

«

Моздокского

«

«

1

«

«

1

«

1

«

«

«

«

«

Семейного Кизлярского

«

«

«

«

1

1

«

«

«

3

«

1

1

Донского № 12 полка

«

«

1

«

«

«

«

«

«

«

«

«

«

19 артиллер. бригады резерв. № 2 баттареи

«

«

«

«

«

«

«

«

«

3

«

«

3

Чеченец

«

«

«

«

«

«

«

«

1

«

«

«

«

Подвластный Шамхала Тарковского

«

«

«

«

«

«

«

«

1

«

«

«

«

Казахской дистанции

«

«

«

«

«

«

«

«

1

«

«

«

«

И того

6

2

20

1

8

11

1

95

3

9

1

8

31

Подлинную подписал генерал-маиор Фези. [491]

2.

От 11-го Июля, 1837 года. После отношения моего к вашему сиятельству, от 8-го Июля за № 245, о действиях в Дагестане командующего 20-ю пехотною дивизиею генерал- маиора Фези, получены мною следующие донесения:

Разбитые под Ашильтою хищники, тремя партиями оставили оную, из коих одна заперлась в замке Шамиля, что верстах в двух выше Ашильты по р. Андийской Койсу. Сей замок находился на высокой отвесистой и почти неприступной скале, на правом берегу означенной речки; подступ к замку был защищен двумя каменными башнями, соединенными таковою же стеною; сообщение между мысом, образовавшимся перед замком и площадью, на коей оный расположен, было прикрыто двойным каменным крытым ходом; за оным устроен завал из туров, наполненных землею, который простирался от одного фланга до другого. Замок и мыс имели сильную фланковую оборону с высот левого берега Койсу, командовавших удобо-обстреливаемою окрест лежащею местностию.

10-го Июня, маиор Пядяш с баталионом Апшеронского полка обложил замок; между тем началась разработка дороги от Ашильтинской горы к замку, дабы по оной подвезти [492] потребное количество полевой артиллерии, предназначенной для действия.

В это же время 3-мя ротами фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полка была занята высота, лежащая по правую сторону замка, где и устроена баттарея.

По окончании вышеозначенных работ, 12-го Июня открыт огонь против замка, продолжавшийся до следующего утра, следствием коего было совершенное разрушение укреплений замка. Тогда маиор Пядяш, под прикрытием огня всех орудий у него бывших и огня пехоты, действовавшей с возвышения по правую сторону замка, мгновенно бросился к оному; солдаты встаскивали друг друга на отвесную крутизну; ворвались в башню, вытеснили оттуда Тавлинцев и преследовали их до пещер, находившихся на отвесистом склоне берега Койсу.

В замке найдено три фалконета, оборонявших оный, разное оружие, съестные припасы, часть имущества и скот Ашильтинских жителей.

13 и 14 Июня были употреблены для выбития из пещер укрывшихся там жителей.

Не смотря на чрезвычайную трудность, сие удалось маиору Пядяшу: в пещерах взято 56 Мюридов и Ашильтинских жителей; в числе последних Кадий Махма Кази и Унцукульский Кадий Нур-Махмед с 22 душами мужеского [493] пола; — при сем освобождено 60 душ пленных и аманатов, задержанных Шамилем.

Под развалинами замка найдено много убитых неприятельских тел, кроме похороненных во время осады.

Успех сего действия генерал-маиор Фези относит распорядительности и неустрашимости Апшеронского пехотного полка маиора Пядяша, равно отличному действию артиллерии, управляемой командиром резервной № 2-го баттареи 19-й артиллерийской бригады капитаном Никифораки и вообше офицерам и нижним чинам 4-го баталиона Апшеронского полка, в особенности же 4-й гренадерской роте, бывшей в голове штурмовой колонны, под командою подпоручика Калистратова.

Коммуникационные пути от одной баттареи к другой надлежало пролагать под ружейными выстрелами Горцев, по вершинам скал. Сими работами управлял заведующий Саперною командою, Апшеронского пехотного полка подпоручик Никитин, который в сей раз как и прежде, оказывал неограниченное усердие, соединенное с неустрашимостью.

По взятии Ашильты, генерал-маиором Фези были приняты меры к восстановлению давно уже прерванных сообщений с Темир-Xан Шурою, для чего 12-го Июня и был занят Гишринский мост баталионом пехоты и сотнею [494] казаков под командою подполковника Берзуля. Чрез сие оказалась возможность отправить в Темир-Xан Шуру больных, раненых, пленных, аманатов и прочее, и истребовать оттуда некоторое количество провианта, пороха и других необходимых вещей.

Для возможности исполнения сего намерения, по взятии замка Шамиля, генерал-маиор Фези направился к Унцукулю (на левом берегу Аварской Койсу, верстах в 6-ти от Гимри), с тем, дабы, расположась при оном, прикрывать подвоз транспортов из Темир-Xан Шуры.

Между тем приверженцы Шамиля, вооружив противу нас жителей верховьев Андийской Койсу: Тиндов, Богосцев, Багалалцев, Калалалцев, Ансалдинцев и других, под предводительством Тиндонского главы Алито Махмы, спустились по левому берегу Андийской Койсу и близ Игалинского моста соединились с Гумбетовцами, под предводительством Али Бека и Сурхая Кади.

Число всех сих Горцев простиралось от 10 до 12,000 человек, которые, переправившись на правый берег Койсу, стремительно аттаковали нашу позицию при Ашильте, стараясь обойти наш левый фланг, примыкавший к Бетлетской горе, но все нападения неприятелей были отражаемы: на левом фланге [495] маиором Фуксом с тремя ротами Апшеронского полка; в центре подполковником Цыклауровым с баталионом Куринского полка, а на правом фланге баталионом Апшеронского полка и казаками под командою генерал-маиора Фези.

Не смотря на урон, понесенный хищниками на всех пунктах, они несколько раз возобновляли аттаки, продолжавшиеся до самой ночи, при чем неоднократно завязывался жестокий рукопашный бой, и мы удержались в прежней позиции.

По движениям неприятельским заключив, что Тавлинцы с наступлением следующего дня намеревались возобновить сражение и, получив подкрепление, не только обойти, но и окружить нас, генерал-маиор Фези решился, оставив левый фланг боевого порядка на месте, центром и правым флангом сделать движение, с целию занять позицию более сжатую.

Сие движение началось с наступлением ночи; Тавлинцы, узнав о сем, опять возобновили свои аттаки и продолжали оные до утра. Но стойкость Апшеронцев и Куринцев и деятельный огонь артиллерии, делали тщетными все аттаки Горцев; каждый раз с шашками в руках, бросающиеся на орудия Тавлинцы, были отражаемы штыками егерей. Проливной дождь, тогда бывший, не позволял производить [496] ружейной стрельбы и дал место ожесточенному рукопашному бою.

Наконец 16-го Июня, около полудня, появление призванного генерал-маиором Фези подполковника Берзуля, пришедшего от Гишринского моста, понудило Тавлинцев отретироваться за Ашильтою к Игалинскому мосту, откуда и разошлись по своим аулам.

Изнеможение наших войск, сражавшихся под проливным дождем более 24-х часов, лишило возможности преследовать многочисленного неприятеля; наши войска расположились лагерем близ Ашильты.

Потеря наша во всех делах здесь изложенных, обозначена в ведомостях и имянных списках, у сего прилагаемых.

Не смотря на то, что Тавлинцы по обыкновению мусульманскому, унесли с собою отчасти тела убитых и раненых, поле сражения 16 Июня было усеяно трупами неприятельскими.

По засвидетельствованию генерал-маиора Фези, в последнем сражении особенно отличались своим усердием и беспримерным усилием Куринцы и более прочих капитан Колодько; 20-й артиллерийской бригады прапорщик Безпятов и адъютанты генерал-маиора Фези: штабс-капитан Квятковский и прапорщик Бибиков. [497]

О чем для доведения до Высочайшего Государя Императора сведения, имею честь сообщить вашему сиятельству. [498]

ИМЯННОЙ СПИСОК

раненым и контуженным Гг. офицерам действующего отряда в Дагестане.

Июня 15 дня 1837 годя.

   
 

Ранено:

 
 

Апшеронского пехотного полка:

 

1

Подпоручик Викентий Колышко.  
 

Пехотного князя Варшавского полка:

 

2

Подпоручик Осип Нацвалов.  
 

Контужено:

 
 

Семейного Кизлярского полка:

 

3

Прикомандированный к оному Подпоручик Макар Мартус.  

4

Зауряд хорунжий Макар Касабрюхов.  
Подлинный подписал генерал-маиор Фези. [499]

ВЕДОМОСТЬ

о убитых, раненых и контуженных нижних воинских чинах.

Июня 15 дня 1837 года.

  убито. ранено. контуж.

Рядовых.

Унтер-оф.

Рядовых.

Рядовых.

Апшеронского пехотного полка

2

«

7

1

Куринского егерского полка

2

«

«

«

Графа Паскевича-Эриванского полка

4

1

2

«

И того

8

1

9

1

Подлинный подписал генерал-маиор Фези.[500]

ИМЯННОЙ СПИСОК

убитым, раненым и контуженным Гг. офицерам действующего отряда в Дагестане. Июня 16 дня 1837 года.

   
 

Убито:

 
 

Апшеронского пехотного полка:

 

1

Прапорщик Петр Пиршецкий.  
 

Ранено:

 

2

Штабс-капитан Яков Ермолаев.  

3

Поручик Григорий Трофимов.  
 

20-й артиллерийской бригады легкой № 8-го баттареи:

 

4

Прапорщик Гаврило Безпятов.  
 

Контужено:

 
 

Апшеронского пехотного полка:

 

5

Капитан Фома Костырко.  

6

Штабс-капитан Яков Лысенко.  

7

Поручик Григорий Безрукий.  
Подлинный подписал генерал-маиор Фези. [501]

ВЕДОМОСТЬ

о убитых, раненых и контуженных нижних воинских чинах и лошадях.

Июня 16 дня 1837 года.

 

Убито.

Ранено.

Контуж.

Унтер-офиц. Музыкантов. Рядовых. Нестроевых. Лошадей Унтер-офиц. Музыкантов. Рядовых. Лошадей. Унтер-офиц. Рядовых
Апшеронского полка

1

1

8

1

«

4

«

33

«

7

19

Пехот. к. Варшавского полка

«

«

6

«

«

«

1

14

«

«

1

Куринского егерского полка

2

«

10

«

«

4

«

28

«

«

3

Казачьих полков:

                     
Моздокского

«

«

«

«

1

«

«

«

1

«

2

Семейного Кизлярского

«

«

«

«

2

«

«

«

1

«

2

Донского № 12 полка

«

«

«

«

6

«

«

1

«

«

«

Донского № 30-го

«

«

«

«

1

«

«

«

«

«

1

Ариллерии:

                     
19 артиллер. бригады резерв. № 2 баттареи

«

«

«

«

2

«

«

4

2

«

«

20 артиллерийской бригады легкой № 8-го баттареи

«

«

3

«

5

«

«

2

«

«

«

Конно-артиллерийской казачей № 6 роты

«

«

«

«

1

«

«

«

1

«

«

                       
И того

3

1

27

1

18

8

1

84

5

7

28

Подлинную подписал генерал-маиор Фези.

Текст воспроизведен по изданию: Два отношения к г. военному министру командира Отдельного Кавказского корпуса // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 7. № 28. 1837

© текст - ??. 1837
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1837