392. 1859 г. [март] — Журнал военных происшествий на левом фланге Лезгинской кордонной линии с 8-го по 16-ое карата.

12-го марта из Долисгубского горного караула дали знать, что милиционеры открыли следы хищнической партии около 12-ти человек, направившейся на плоскость; по получении этого известия приняты были меры к разысканию следов хищников по плоскости. Вслед затем начальник Первого сельского кордонного участка донес, что в 2 ч. пополудни того же числа партия до 12-ти чел. напала около Цихис-Джварского поста, выше дороги, в лесу, на аробщиков, кварельских жителей, причем ранила одного человек.

Прибежавшие по тревоге милиционеры с Цихис-Джварского поста нашли на месте раненого грузина. По получении этого известия сотник Марджанов тотчас же распорядился выслать милиционеров, партизанскую команду, а также жителей Старо-Гавазского поселения и новых анцухо-капучинских переселенцев на отрез дороги неприятелю по разным направлениям и для преследования его по следам. Неприятель, видя повсюду преследование, бросил свои поиски и без всякой добычи обратился в горы.

30-го апреля посланные из Дабалгорского караула 7 чел. милиционеров Грузинской дружины для обхода дорог и тропинок, идущих с гор на плоскость, наткнулись у подошвы горы Боквеби на засаду значительной партии лезгин в числе более 100 чел., которые, воспользовавшись туманною погодою, напали и окружили этих милиционеров, с которыми вступили в неравную перестрелку и отрезали караульным все пути к отступлению; маленькая команда эта мужественно выдержав первый натиск горцев, подала сигнал резерву Дабалгорского караула и после жаркой [484] перестрелки с этими горцами, намеревавшимися забрать всю команду в плен, бросилась спасаться в кручу. Между тем, скорая помощь резерва с Дабалгори, а потом появление Долисгубского горного караула на горе показали неприятелю, что он открыт, и потому, отказавшись от дальнейших предприятий, он обратился назад, будучи преследуем до Самурского ущелья. В схватке этой взято в плен 2 милиционера и сильно ушиблены о скалу 3, которые и доставлены в здешний госпиталь.

1-го мая партия хищников, в числе 12-ти чел., прокрадываясь с Некреского ущелья к ротам, расположенным в Далочабском ущельи, была открыта передовым пикетом, состоящим из 10-ти чел. милиционеров временной Телавской дружины и, после перестрелки, была прогнана обратно в горы.

Вечером, 2-го числа сего мая, Аванис-Хевским горным караулом открыты следы хищников до 15-ти чел., направившихся чрез Аванис-Хевис-Сатаве вниз к стороне Накалоари. По получении об этом известия начальником 1-ой сотни Грузинской дружины, есаулом Марджановым, сделано распоряжение к открытию и наказанию хищников, но по случаю ночи и сильных дождей, партия эта успела скрыться без всякого успеха.

5-го мая маленькая партия горцев, показавшаяся в Шарогурском ущельи около Сапис-Хиди, погналась за пастухами, но была прогнана обратно в горы без всякого успеха, по распоряжению заведующего 2-ю сот. Грузинской дружины, сотн. кн. Амилахвари.

АКАК. т. XII, № 999, стр. 1134.