334. 1854 г. сентября 7. — Из донесения Начальника Главного штаба войск на Кавказе Командующему войсками на Кавказской линии и в Черноморцы Врангелю о провале плана Сафар бей-паши покорить Самурзакань силами горцев, № 403.

В последнее время Сафир-бей паша, желая выказать свою деятельность перед турецким правительством, вознамерился покорить Самурзакань. Для достижения этой цели, он послал одного из подчиненных ему пашей по имени Бахчат с Ибрагим-ханом к Магомет-Амину, чтобы уговорить его собрать партию горцев и привести ее в Сухум-Кале. [414] Магомет-Амин отвечал, что считая себя обиженным невниманием к нему турецкого правительства, в пользу которого одним нравственным влиянием на горцев он сделал в тамошнем крае гораздо более, чем турецкий уполномоченный с материальными способами, и потому он до объяснения с высшим турецким правительством не может более употреблять своего влияния на горцев, а еще менее способствовать к прославлению чужого имени. Этот ответ подействовал и на самого Ибрагим-хана, который не столько в тайне, не менее Магомет-Амина негодует на турецкое правительство за оказанное им предпочтение Сафир-бею паше, которому он против желания должен подчиниться. После этого Магомет-Амин имел секретный разговор с Ибрагимом-ханом и потом вместе с ним отправился в Сухум-Кале, а оттуда в Константинополь.

Сафир-бей — природный черкес из фамилии Занеипа, имеет в горах сына по имени Карабатырь, который приобрел личными достоинствами влияние на своих одноземцев и пользуется их доверием. На нем-то Сафир-бей остановил свое внимание и решился испытать, не может ли сын для него сделать, то о чем отказал ему Магомет-Амин.

С этого повода Сафир-бей отправил к Карабатырю одного из Кавас-Башей, но Магомет-Амин, вероятно предвидев это обстоятельство, уезжая взял с убыхов слово — до его возвращения из Константинополя не предпринимать никаких походов по предложениям Сафир-бея-паши Убыхи сдержали данное ими обещание Магомет-Амину, и Кавас-Баши должен был возвратиться, не успев ни о чем.

Потеряв всякую надежду на помощь убыхов, Сафир-бей все еще не хотел отказаться от своего намерения покорить Самурзакань и стал расчитывать на те силы, которые имел под рукою, т. е. на абхазцев и цебельдинцев, но и в этом не имел успеха.

Таким образом, план главного представителя Турции в Абхазии, относительно покорения Самурзакани, растроился. При том в то же время Сафир-бей получил от Мушира Селим-паши предписание не предпринимать никаких наступательных движений до получения от него разрешения. Вместе с тем Мушир сообщил ему, что турецкие войска, в соединении с союзными, отправлены к Севастополю с целью произвести, вблизи этой крепости высадку. До результата этой высадки и сам Селим-паша намерен оставаться в бездействии.

Ф. 1083, оп. 6, д. 1033, лл. 79-81. Подлинник.