289. 1853 г. сентября 2. — Из письма предводителя дворянства Сигнахского уезда и начальника Алазанской линии Андронникова директору гражд. Канцелярии наместника Кавказского М. Н. Щербакову.

Секретно

М. г. Михаил Павлович!

В дополнение писем моих к в. св. нужным считаю сообщить вашему превосходительству некоторые обстоятельства для доклада и разрешения кн. наместника.

На левом фланге Лезгинской линии находятся с апреля месяца от Сигнахского уезда 150 человек милиционеров с должным числом урядников. Эта милиция составлена была из самых лучших и известных своею храбростью людей, то (Так в тексте) при настоящих обстоятельствах она очень усилила бы собою средства к защите уезда, если бы была отпущена с сохранением получаемого ею содержания и заменена таким же числом от Телавского уезда. Из этого уезда были выставлены на Гомборскую дорогу рабочие, которые теперь, по моему распоряжению, спущены (Должно быть — отпущены), то возможно из них заменить требуемых милиционеров Сигнахского уезда с левого фланга. Я [347] сейчас получил донесение от Телавского уездного начальника, что он по моему предписанию выслал смену сигнахским милиционерам, то (Так в тексте) мне остается просить о предписании начальнику левого фланга спустить (Должно быть — отпустить) немедленно милиционеров этого уезда.

Собранная ныне поголовно милиция Сигнахского уезда получает провиант и патроны, но милиционеры, отвлеченные от своих домашних занятии и не зарабатывая ничего, лишились теперь всяких средств к содержанию семейств, доведенных неурожаями до нищеты и голода; следовательно, и сами милиционеры кроме хлеба и воды не имеют другой пищи, а как частный сбор начался с 17-го, а поголовный с 25-го августа, то при таком продовольствии милиционеры не только утратят тот воинственный дух, о котором я имел честь доносить его светлости, но даже лишатся физических сил. А потому не благоугодно ли будет разрешить довольствовать тысячу человек пеших и конных на общем положении о довольствии милиции. Жители этим очень ободрятся и примут не только за особую милость и внимание к положению их семейств, но и за награду; а такое впечатление крайне необходимо при настоящих обстоятельствах.

Тысяча отборнейших человек, обеспеченных и устроенных таким образом принесет не менее пользы, как и поголовно собранная милиция. В случае утверждения моего предложения о тысяче человек — поголовная милиция, если обстоятельства потребуют ее (Так в тексте), еще на долгое время может быть распущена по домам с тем, чтобы она была всегда в готовности явиться по первому востребованию. Во всяком же случае нет никакой возможности держать ее долгое время в сборе.

Если Шамиль со своими скопищами будет теперь прогнан нашими отрядами или наступившею ненастною погодой, а в горах уже суровою, то впоследствии, нет никакого сомнения, по известиям о наших делах с Турцией он опять придет в Джаро-Белоканский округ и при содействии жителей его заставит опять собирать против себя милицию, а до глубокой зимы он может в этом успеть несколько раз.

Все эти неудобства отстраняются постоянною милициею в тысячу человек.

Я смею надеяться, что на обе мои покорнейшие просьбы последует соизволение его светлости по вниманию и к тому обстоятельству, что забота о защите уезда легла теперь на одних жителей его и кроме того я обещал пасть из них уделить для восстановления Муганлинской переправы, которая в чужом округе.

Сейчас поступило новое требование [на] сто или более человек милиционеров для охранения в сел. Арбошках провиантского магазина, имеющего теперь только 26 человек рядовых от Сигнахской инвалидной команды. Считаю нужным удовлетворить и это требование.

Полученное здесь частным лицом письмо из Закатал от 31 августа сообщает, что сын Шамиля и Даниель-бек успели возмутить 4 деревни, а сам Шамиль занимает прежнюю позицию, на которой сильно укрепился; а отряд кн. Аргутинского еще не прибыл, но ожидают его. Если [348] требование (Так в тексте; должно быть — пребывание) Шамиля продолжится, то партии его будут производить в Сигнахском уезде частые тревоги.

Охотники Сигнахского и Телавского уездов должны были сегодня следовать в Закаталы, но телавские выступили еще вчера к Кара-Агачу. Получив об этом донесение и приостановив сигнахских охотников я послал возвратить телавских, но еще не знаю — успели ли в этом и как далеко они зашли... Кн. Андроников.

Ф. 548, оп. 3, д. 451, лл. 262-265. Подлинник.