286. 1853 г. августа 28. — Письмо Сигнахского уездного предводителя дворянства и начальника Алазанской линии Андроникова в Главный штаб войск, находящихся на Кавказе, об агрессивных намерениях Шамиля по овладению Джаро-Белоканами, разорении Сигнахского уезда и о сборе грузинской милиции.

Секретно.

Михаил Павлович!

После отправления к вашему превосходительству сего числа письма получил я известие, что вышедшие семейства со всем своим имуществом из Джаро-Белоканского округа в деревни Сигнахского уезда, для спасения себя от разорения при хищнических набегах, объявили, что партии неприятельские находятся в Джарском ущельи, а Шамиль на горе и что некоторые жители того округа доставили ему провиант. По их словам Бахтальский пост занят неприятелем и от Муганлинской переправы до Закатал трудно пройти одному батальону. Намерения Шамиля есть отправить семейства джаро-белоканцев в горы, а мужчин оставить на плоскости для сражений с нами. К этому он склоняет жителей разного рода убеждениями, но они еще колеблются; если Шамиль сумеет убедить жителей, то он прежде всего намерен овладеть Муганлинскою переправою. За содействие ему при приведении в исполнение этих намерений он отдает джаро-белоканцам Сигнахский уезд на разграбление и в добычу, после чего Шамиль надеется во всем на своих единоверцев.

На счет боевых патронов и провианта я получил уведомление, что начальник Лезгинского отряда разрешил производить то и другое жителям Сигнахского уезда, собранным для охранения края. Десятидневный провиант восполняется, а по неимению в Сигнахе пороху, я прошу начальника 21 пехотной дивизии об отпуске из Тифлисского егерского полка 10 пудов до присылки из Тифлиса, но в получении этих 10 пудов я не уверен. На счет высылки из Сартичальского участка 300 человек милиции я получил разрешение от генерал-лейтенанта Реута.

Теперь мне остается повторить мою покорнейшую просьбу о немедленном исходатайствовании у кн. наместника о добавлении из Сартичальского участка еще 200 человек пеших и доброконных с приличным числом офицеров и урядников, равным образом о присылке из Горийского и Тифлисского уездов тысячи человек милиционеров, также пеших и доброконных, и о сформировании по моему, утвержденному кн. наместником предположению резервной, в тысячу человек милиция из Сигнахского уезда. Эти 2500 человек должны быть на казенном содержании, по известному положению: таким образом устроенная милиция может принести существенную пользу.

По прибытии 500 человек Сартичальского участка, я присоединяю к ним и охотников, вызванных из Телавского и Сигнахского уездов и отправлю их в Лезгинский отряд, куда также направлю и 1000 человек, просимых из Тифлисской губернии, и одна тысяча резервной милиции будет находиться в Сигнахском уезде для охранения его, под начальством уездного начальника, которому для уменьшения расходов, особого содержания не производить. Когда милиция будет следовать в Закаталы, то в отвращение всяких препятствий со стороны неприятеля я сообщу о движении оной кн. Орбелиану, который вышлет часть войск своих для соединения с нею и свободного прохода между Муганло и Закаталами. [342]

В бытность мою в Горийском уезде было приготовлено по моему приказанию 400 человек конницы в Осетинском округе; из этого числа 200 человек отправлены на турецкую границу, а остальные находятся и теперь во всей готовности, то не угодно ли будет направить эти две сотни под начальством самого Осетинского окружного начальника в Лезгинский отряд. Это подкрепление я считаю самым скорейшим; а вместе составит оно с прочею милициею надлежащую помощь в 2500 человек.

Несмотря на все распускаемые слухи, сигнахские жители поспешили собраться не только для защиты своих семейств и жилищ, но даже с ревностью вызываются в охотники на помощь Лезгинскому отряду, просятся итти в Закаталы и от них не отстают даже городские жители.

Я вполне надеюсь на содействие ваше сколько-нибудь обеспечить предполагаемыми мною средствами здешний край и облегчить участь жителей его, находящихся в затруднительном положении.

Примите уверение в моем к вам отличном почтении и душевной преданности кн. Андроников.

Ф. 548, он. 3, д. 451, лл. 257-259. Подлинник.

На документе резолюция: «Бумага, разрешающая Сигнахскому магазину отпускать провиант по его требованию, отправлена сегодня по эстафете. Патроны отправлены вчера на почтовых и сегодня должны быть в Сигнахе. Сегодня на извозчиках отправлено 80 тыс. патронов, которые будут там завтра. Сартичальская милиция вчера выступила и сегодня должна быть в Сигнахе, о чем донес возвратившийся Лорис Меликов. В. ев. письмом чрез Амилохварова уже разрешили ей действовать по его усмотрению. Сделана уже распоряжение о сформировании двух дружин, каждую в 500 человек из Тифлисского и Горийского уездов с тем, чтобы не собирая их, иметь в готовности по первому требованию. Прикажете ли их собрать немедленно и направить в Сигнах? И не угодно ли в. св. в таком случае избрать начальников дружин? Изволите ли приказать, чтобы эти остальные 200 человек были направлены в Лезгинский отряд и угодно ли, чтобы их вел окружной начальник?»