284. 1853 г. августа 19. — Письмо Тифлисского военного губернатора, Управляющего гражданской частью начальнику Джаро-Белоканского военного округа о принятии мер к предотвращению сношений турецкого консула в Тифлисе с Шамилем, № 125.

Весьма секретно.

Пребывающий здесь турецкий консул Сеид Магмед Эмин-бей навлекает на себя подозрение в том, что находится в сношениях с Шамилем. Тайные розыски здешней полиции доставили теперь некоторые сведения, которые могут навести нас на след этих сношений. Сведения эти следующие:

В прошлом июле месяце явился к консулу из Закатал некто Осман Палат-оглы, турок, постоянно занимающийся там ремеслом хлебопека; вскоре после этого консул обратился в Дипломатическую канцелярию с просьбой снабдить свидетельством на свободный проезд до границы нарочного, отправляемого им с нужными бумагами в Эрзерум и по приказанию г. начальника Гражданского управления свидетельство таковое было препровождено к нему из Дипломатической канцелярии 21 июля на имя служащего при нем Ибрагим Али-оглы. Между тем по сведениям оказывается, что означенным нарочным был послан не Ибрагим Али-оглы, а вышеупомянутый турок, недавно до того прибывший из Закатал; по возвращении своем из Турции он пробыл еще несколько дней у консула и затем отправился обратно в Закаталы, где и теперь [338] находится. Там же или в округе (В Закаталах или в Закатальском округе) постоянно живут два другие турка, тоже хлебопеки — Бегли-оглы Мемиш и Осман, которые оба слывут фанатиками и имеющими постоянные сношения с горцами; полагают, что ими был прислан к консулу вышеназванный соотечественник их с письмами Шамиля, которые были к ним доставлены с гор.

Поспешая сообщить вашему сиятельству эти сведения, имею честь покорнейше просить распоряжения вашего о поверке таковых на месте секретным розыском и об учреждении самого бдительного надзора за названными тремя лицами, проживающими в Закаталах или в округе. В случае же, еслиб подозреваемый в личном доставлении консулу писем выехал опять в Тифлис, то не изволите ли найти возможным приказать подвергнуть его на дороге внезапному осмотру самому подробному так, чтобы и самое дуло ружья было тщательно осмотрено; я полагал бы, что осмотр этот мог бы быть произведен в виде нападения, чтобы не обнаружить имеющегося подозрения.

О том, что может обнаружиться по сему делу, благоволите уведомить меня.

Ф. 11, д. 2408, лл. 2-3. Заверенная копия, современная подлиннику.