247. 1848 г. сентября 30. — «Журнал военным происшествиям и сведениям, полученным о неприятеле на Лезгинской кордонной линии с 23 по 30 сентября»

В журнале о военных происшествиях с 16 по 23 число сентября я имел честь объяснить, что Лезгинский отряд, по занятии с. Кудал, по случаю глубокого снега и чрезвычайно суровой погоды, принужден был возвратиться к с. Елису.

23 сентября явившиеся вслед за отрядом в Елису, старшины из сел. Гильмиц объявили, что неприятель, разбитый Самурским отрядом и узнав о движении Лезгинского отряда на его сообщения, 20 сентября по приказанию Шамиля поспешно начал уходить. 21 числа в день занятия войсками с. Кудал, горцы, несмотря на снег и суровую погоду, отступали уже на всех пунктах. Даниель-Бек проехал в Кейсеру только с 15 человеками, а Шамиль никем незамеченный, удалился по Арахкульскому ущелью чрез Казикумухские горные магалы и отправился в Аварию Дальнейшее движение Лезгинского отряда было уже бесполезно: потому войска 27 сентября двинулись чрез с. Ках и 28 прибыли в Закаталы; Сигнахская милиция немедленно распущена по домам, вытребованные из Царских Колодцев две роты 5 батальона Тифлисского егерского полка и дивизион легких орудий батарейной батареи 21 артиллерийской бригады отправлены в свою штаб-квартиру. Для продолжения работ в Лагодехах по возведению укрепленной батальонной штаб-квартиры туда направлены 2 батальон Тифлисского, 3 бат. Мингрельского егерских и 3 батальон Эриванского карабинерного полков, со взводом крепостных ружей.

Между тем, как скопища Шамиля занимали Самурский округ, угрожая вторжением Белоканскому округу и Нухинскому уезду и как для противодействия им войска Лезгинского отряда сосредоточились на правом фланге Лезгинской линии, на высотах Меседельгера над сел. Белоканью, Катехами и Мацехами стояли Мулла Шабан и Адалов с полутора тысячью человек, готовые ежеминутно броситься на одно из означенных селений. Белокань защищена была подполк. Суровцовым с двумя ротами пехоты и сотнею милиционеров пешего Грузинского полка, а для прикрытия с. Катех и Мацех, в ущельи выше селений, на левом берегу Катехской речки, устроен укрепленный лагерь, занятый тремя ротами пехоты, двумя сотнями милиционеров с двумя горными единорогами под командою подполк. Фрейтаго-фон-Лоренсгофена. Все покушения неприятеля мелкими партиями на линию деятельностью обходов и распорядительностью частных начальников были уничтожаемы.

25 сентября, на рассвете, около 500 человек горцев решились спуститься с Меседельгера по правому берегу Катехской речки, дабы вторгнуться в с. Катехи. Подполк. Фрейтаг тотчас переправил через речку две сотни в с. Катехи. Подполк. Фрейтаг тотчас переправил через батальона Эриванского карабинерного полка навстречу неприятелю. [305] Горцы заняли позицию на высотах близ подошвы гор, но сильно поражаемые гранатами из лагеря и метким ружейным огнем рассыпавшихся милиционеров и атакованные ротою в штыки, сбиты с позиции и обратилась в бегство по лесу, унося с собою раненых и оставя на месте десять лошадей, много переметных сум и одного из раненых, которого в бегстве не успели захватить с собою. С нашей стороны ранено двое милиционеров.

25 сентября две роты Гренадерского е. и. высочества великого кн. Константина Николаевича полка и два легкие орудия выступили из Закатал в Катехское ущелье, а 27 числа генерал-майор кн. Андроников, оставя в укрепленном лагере одну роту пехоты, два легкие орудия, сотню милиционеров с остальными четырьмя ротами пехоты, двумя горными единорогами и сотнею Сигнахской милиции, двинулся на гор. Меседельгep, дабы сбить неприятеля с позиции и прогнать его в горы, но горцы бывшие в числе 1500 человек, потерявшие дух от поражения, нанесенного им подполк. Фрейтагом, поспешно отступили с Меседельгера, оставя для прикрытия отступления 200 чел. в завалах, но и сии последние, не дождавшись прибытия наших войск, поспешно удалились Неприятель перевалился чрез главный хребет, а генерал-майор кн. Андроников, истребив сделанные неприятелем завалы, возвратился в лагерь.

В то же время ка левом фланге, по приказанию Шамиля, для развлечения наших сил, горцы производили беспрерывные нападения мелкими партиями, но все их усилия постоянно были уничтожаемы. Так, 27 сентября получено донесение начальника левого фланга Лезгинской кордонной линии, что 20 числа, высланные из Кодорского укрепления для обхода по горам 13 чел. милиционеров, открыв на г. Хубиари хищническую партию в 15 чел. сделали засаду и, подпустив неприятеля на ружейный выстрел, дали залп из ружей; одни из хищников ранен, остальные обратились в бегство, бросив на месте лошадь, осла, две бурки и много других вещей.

В ночь на 21 сентября партия горцев в 300 человек двинулась из Дидо к линии через гору Мартохе, находящийся там в небольшом блокгаузе наш горный караул в 5 чел. милиционеров, остановив движение неприятеля, завел с ним перестрелку. С рассветом горцы атаковали милиционеров открытою силою; караульные отстреливались, но видя, что несколько человек подбежавших горцев начали уже разбирать навес над ними, выскочили с обнаженными шашками, чтобы пробиться сквозь неприятеля; при этом из милиционеров двое убиты, а три человека, из коих один ранен поспешно ушли лесами в сел. Шильды и объявили о случившемся. Немедленно приняты были меры к отражению неприятеля, но он видя уже невозможность произвести нечаянное нападение, удалился в горы.

В тот же день получено донесение начальника Тушино-пшаво-хевсурского округа, что несколько человек хищников, прокравшись лесами, на рассвете 21 сентября внезапно напали в Панкийском ущельи на двух пастухов и на месте изрубили их кинжалами. Хищники были преследуемы по лесом, но догнать их уже не могли.

29 сентября получено донесение начальника левого фланга Лезгинской линии, что партия хищников в 18-ть человек вечер 18 числа подкралась лесами к сел. Напареулу, но наткнувшиеся на секрет из двух [306] человек жителей с. Пшавели, были встречены ими выстрелами, причем один из хищников ранен, а остальные видя себя открытыми, и не зная силу секрета, поспешно удалились в горы, бросив на месте много из своих вещей.

Таким образом, дерзкое движение Шамиля в Самурский округ, беспрерывные нападения на Кахетию и намерения вторгнуться в Белоканский округ и Нухинский уезд окончились везде неудачею и поспешным удалением его в горы на всех пунктах. В настоящее время на всей Лезгинской линии совершенное спокойствие. Генерал-лейтенант Шварц 1-й.

Ф. 548, оп. 3, д. 374, лл. 154-157. Подлинник.