122. 1836 г. мая 1. — Отношение Военного министра — Чернышева, Командиру Отдельного Кавказского корпуса о принятии решительных мер к предотвращению подрывной деятельности английских эмиссаров среди горцев, № 238.

Секретно

Командующий действующим отрядом на восточном берегу Черного моря, генерал-майор Раевский, согласно с данным ему приказанием, представил мне в списках донесения свои к покойному генерал-лейтенанту Вельяминову о предварительных мерах, принятых им для предстоящей экспедиции и рапорт к вашему превосходительству о собранных им сведениях об английских агентах, между горцами пребывающих. Эти сведения согласны во всем с современными известиями, доходящими сюда о действиях и происках сих агентов, служат новым доказательством наглой настойчивости этих людей в преследовании своих преступных замыслов и как доселе все принимаемые против них меры были безуспешны, то государь император [145] высочайше повелеть соизволил обратиться к последней крайней мере, предлагаемой генерал-майором Раевским, и привести ее в исполнение на следующих основаниях:

1. Объявить сим агентам, что для выезда их из гор назначается двухмесячный срок, по истечении которого, если бы они этого не исполнили, то будут сочтены нарушителями общественного спокойствия, состоящими вне покровительства законов и головы их, как преступников, будут оценены, но и при сей мере, вынужденной только крайнею необходимостью, государь император, с чувством неизменного человеколюбия, соизволяет, дабы за представление их живыми были назначаемы значительнейшие награды, примерно до 500 червонцев за каждого.

2. Чтобы отнять у агентов не только средства, но даже мысль о возможности скрываться в горах по истечении определенного к выезду срока объявлением о них дать всевозможную гласность.

3. Если бы кто из агентов представлен был живым, то сняв с него самый подробный допрос о действиях его в горах, о сообщениях его, о способах, которыми они располагают уже, о тех, которые (Так в тексте) имеют в виду для достижения своих замыслов, и об истинных причинах их происков, генерал-майор Раевский распорядился [бы] содержанием его под строжайшим караулом впредь до высочайшего разрешения.

Предписав исполнение сей высочайшей воли генерал-майору Раевскому, я имею честь о сем сообщить вашему превосходительству, покорнейше прося при том не оставить распоряжением вашим об ассигновании в ведение его нужной на этот предмет суммы.

К сему нужным считаю присовокупить, что распоряжения генерал-майора Раевского по снаряжению вверенной ему экспедиции к предстоящим ей действиям, государь император изволил признать удовлетворительными. Военный министр, генерал-адъютант гр. Чернышев.

ЦГИА Гр. ССР, ф. 548, оп. 3, д. 190, лл. 142, 145. Подлинник.