110. 1837 г. — Из журнала воен. действий отряда, находящегося на Адлере и действующего со стороны Абхазии с 20 июня по 21 июля.

22 июня. Перед вечером несколько человек горцев пробрались скрытно к левому берегу реки Мдзимты и выстрелом из ружья убили одного рядового Кавказского саперного батальона, рубившего лес на острове против лагеря милиции. Имеретинские милиционеры, бывшие в цепи в том месте, открыли огонь по горцам и одного из них убили; остальные бросились к телу убитого, чтобы взять оное, но милиционеры сделали по ним залп из ружей коим убили другого горца, после чего они удалились в лес...

29-го числа. Замечено было, что горцы ночью и особенно перед рассветом небольшими партиями подкрадывались к цепи нашей; посему в нескольких скрытных местах выставлены были 28-го числа вечером засады. Одну таковую против левого фланга лагеря занимали мингрельские милиционеры в числе 10-ти человек. На рассвете они увидели двух горцев, шедших по тропе, ведущей к поляне, на коей расположен редут. Подпустив их на самое близкое расстояние, мингрельцы сделали по ним залп из ружей, коим одного убили и потом бросились за другим, но в то же самое время до 15-ти горцев, скрывавшихся в кустах, остановили мингрельцев, которые, отстреливаясь, отступили к цепи. Два часа спустя, другая небольшая партия подошла к правому флангу со стороны реки Мдзимты; милиционеры, бывшие там в цепи, открыли по нем огонь и заставили их удалиться, причем ранен один милиционер, который на другой день умер. При обозрении места, откуда подходили горцы, найдена кровь, почему заключать должно, что и с их стороны при сем случае была потеря.

2 июля. Поутру когда цепь подвинулась вперед для занятия опушки леса против передового редута горцы, собравшиеся в кустах, в числе до 100 человек конных и пеших, открыли перестрелку, но тотчас были вытеснены из своих засад, а когда резерв подошел с горным единорогом и из оного сделали несколько выстрелов, они рассеялись и удалились, причем с нашей стороны ранен один милиционер. Из цепи видно, что горцы унесли на руках тело одного убитого и что двое из них ранено. Небольшие партии во весь день показывались то в одном, то в другом месте против нашей цепи.

7-го числа. Поутру, когда цепь начинала рассыпаться для занятия места за р. Мдзимтою, назначенного для вырубки строевого леса, горцы в числе более 150 человек, разделенных на несколько небольших партий, открыли перестрелку и, пробираясь между густыми колючими кустами, старались отрезать цепь от резервов, но везде были встречены метким ружейным огнем, особенно со стороны бывших впереди милиционеров, на коих они бросались в шашки, но без всякого успеха; причем тело одного убитого горца с полным вооружением осталось в руках милиционеров; кроме того видели наши, что неприятель унес на руках тела трех убитых. После обеда неприятель небольшими партиями от 20 до 30 человек опять подкрался между кустами с цепи на самое близкое расстояние и открыл пальбу, но ружейным огнем и выстрелами из кегорновых мортирок заставили его удалиться.

18-го числа. Пять рот Тифлисского и одна рота Мингрельского егерского полков и 100 милиционеров с двумя горными единорогами и двумя кегорновыми мортирками, под командою Тифлисского егерского полка майора Кондратовича, отправлены были за р. Мдзимту для вырубки [129] строевого леса. Три часа спустя как они заняли место назначенное для рубки леса, небольшая неприятельская партия, подойдя к средней части цепи, начали перестреливаться с оного, но удалились и рабочие продолжали рубить лес. Вскоре после того горцы в весьма значительном числе, подкравшись через гущу кустов и дав залп из ружей, стремительно бросились в шашки на левый фланг цепи, упиравшийся к р. Мдзимте и прорвав оную, сделали сильный натиск на резервы, в тоже время другая весьма большая партия бросилась на правый фланг цепи, примыкавшейся к морю и заставила оную отступить. Услышав, что в лесу завязалось дело, я послал Мингрельского егерского полка майора Грекулова с остальною частью милиции и двумя горными единорогами в подкрепление к майору Кондратовичу, а вслед затем и сам отправился туда. Усилив цепь и резервы из рабочих и очистив лес впереди себя действием из орудий, я подвинулся вперед и вытеснил горцев из занятых ими мест. По причине близости позднего вечера и чащи леса, препятствовавшей следованию артиллерии, нельзя было подаваться далее, почему, отправив в лагерь рабочих с вырубленными ими бревнами, я начал обратное следование к мосту, перестреливаясь с горцами, которые во все время напирали в большом числе на арьергард и несколько раз с отчаянием бросались в шашки для спасения тел своих убитых. В сумерки отряд возвратился в лагерь. С нашей стороны в сем деле убито: нижних чинов 9, ранено: обер-офицер 1, нижних чинов 37 и без вести пропавших нижних чинов 26; всем им представляется при сем список. Потеря неприятеля должна быть несравненно значительнее нашей, ибо в наших руках остались, кроме трех пленных, которые вскоре померли от ран, 12 тел, из коих 6 с полным вооружением; сверх того несколько ружей, пистолетов, шашек и кинжалов. В сем деле войска вообще действовали с тем примерным мужеством и неустрашимостью, которые всегда отличают русского солдата; но в особенности отличилась абхазская милиция, начальник коей капитан Каци Маргани сам из своих рук убил трех человек в виду наших стрелков; храбрость и неустрашимость мингрельского ополчения (Как «мингрельское ополчение», так и «имеретинская и гурийская дружины» являлись нерегулярными войсками, а милиции, выставляемый от населения), имеретинской и гурийской дружин (Как «мингрельское ополчение», так и «имеретинская и гурийская дружины» являлись нерегулярными войсками, а милиции, выставляемый от населения) также достойны похвалы.

От одного взятого в плен раненого горца, из княжеской фамилии Чуа, имеющей свое жительство на берегу моря за Хамышем, узнали, что горцы, участвовавшие в сем деле, были собраны из всех ближайших к Адлеру обществ, а кроме того из Хамыша, Сочи, Убышхурипши, Убыхского и других нагорных племен и что число их простиралось до 1000 человек, из коих 800 были против нас, а остальные находились в сборе в некотором отдалении, ожидая развязки дела. Означенный горец равномерно объявил, что они имели весьма значительную потерю и что у них убито много людей почетных, что также можно заключить по платьям и оружию убитых.

После узнано, что убиты кн.: Юсуф Ардебаев, двое Барзеховых, Чуа и Анчебадзе, все из важных фамилий и имеющие влияние в народе.

Ф. 1087. д. 346, лл. 290-298. Копия, изготовленная ВИО ШКВО.