№ 48

1860 г. мая 25. – Донесение начальника Кабардинского округа В. В. Орбелиани командующему войсками Левого крыла Евдокимову об условиях переселения 80 семей кабардинцев в Турцию

Руководствуясь инструкциями и наставлениями Вашего сиятельства, данными мне по поводу отправления кабардинцев в Турцию, я сделал следующее распоряжение: призвал к себе предварительно из благонадежных и заслуживающих полного доверия жителей и предложил им в присутствии моем принять присягу в том, что все то, что я их буду спрашивать, они должны показать совершенно справедливо и беспристрастно, не объясняя, однако, заблаговременно вопросов, которые я намерен был им сделать; таким образом, по указанию этих людей, я записал имена главнейших фанатиков, увлекающих и волнующих народ, и решил непременно отправить их в Турцию, назначив для этого самый короткий срок; список избранных к направлению в Турцию предъявлен был впоследствии членам Окружного суда и другим благонадежным и преданным нам людям, которые единогласно объявили, что выбор сделан весьма удачно. После этого я объявил фанатикам, чтобы они были готовы к выступлению 15 числа этого месяца, и сборный пункт им назначил [100] на реке Малке; срок этот был продолжен впоследствии, по случаю сильного разлития реки, до 18 числа, и когда мне дали знать, что путешественники собираются, то, чтобы ускорить отправление их, я сам вместе с членами Окружного суда выехал на Малку для выдачи билетов и окончательного разбирательства претензий как отправляющихся, так равно и жалоб на них со стороны остающихся в Кабарде; 22 числа все дела по возможности, в присутствии меня, были окончены, билеты розданы, и путешественники, в числе 80 семейств, в тот же день выступили в Турцию двумя партиями: 66 семей с проходными билетами чрез Кубанскую область на Тамань, а остальные 14 семейств с заграничными паспортами, выданными им в прошлом году, сухопутьем через г. Тифлис. О времени выступления первой партии я заблаговременно доносил г. генерал-лейтенанту Филипсону, испрашивая распоряжения его превосходительства о высылке ко мне маршрута, по которому должны следовать путешественники чрез Кубанскую область; но начальник штаба войск означенной области сообщил мне, что отправляющиеся в Турцию свободно могут избрать себе путь по Кубанской области и везде им будет оказано законное содействие; независимо от этого о вспомоществовании путешественникам в свободном следовании и об отводе им на пути пастбищных мест и просил заблаговременно начальника кордона Кисловодской линии и командира Владикавказского линейного казачьего полка. Из числа холопов-кабардинцев, отправившихся в Турцию, некоторые не изъявили желания следовать с своими владельцами, и потому последние, по убеждению моему, поручили их родственникам своим, оставшимся в Кабарде.

Почтительнейше донося об этом Вашему сиятельству и представляя у сего перечневый список членам семейств кабардинцев, отправившихся в Турцию, имею честь доложить, что после отправления фанатиков все народонаселение успокоилось; я объявил жителям, чтобы они непременно принялись за хозяйство и желающие переселения отнюдь не поднялись бы отправиться в Турцию до возвращения оттуда депутации. Депутация эта, как мне известно, едва ли согласится, потому что часть народа не желает этого.

ЦГА КБР, ф. 2, оп. 1, д. 465, л. 9 и 9 об.