№ 342

1873 г. декабря 26. – Отношение начальника Главного управления начальнику Кубанской области с изложением основных начал политики Кавказской администрации в вопросе переселения горцев (разъяснение)

По докладу великому князю наместнику донесения Вашего превосходительства от 12 сего декабря № 5496, которым вы доводите до сведения подробности, коими сопровождался выезд [447] за границу, в значительном количестве горцев вверенной Вам области в Турцию, его высочество изволил поручить мне сообщить Вам следующие соображения для руководства Вашего.

Вашему превосходительству небезызвестно, из личных объяснений с Вами в мае сего года великого князя наместника, что утвержденные для увольнения горцев за границу, в Турцию, временные правила имели преимущественно целью посредством требования денежного залога и исполнения несколько сложных формальностей остановить или, во всяком случае, значительно ослабить проявляющееся уже в продолжении многих лет между Закубанскими горцами стремление к переселению в Турцию. После неоднократно выраженного главным здешним начальством решения, чтобы всякое дальнейшее переселение горцев было приостановлено, издание временных правил никоим образом не имело назначением такое запрещение снять и открыть горцам новые к достижению своих целей пути.

Сознавая, что при том настроении, в котором находятся умы горцев, безусловное воспрепятствование всякого выезда, хотя и возможное в отношении материальном, не могло бы достигнуть цели нравственного их излечения, было признано полезным, оставляя в полной силе формальное воспрещение переселения, каковое и законодательством нашим не предвидится, дать исход более выраженным мыслью об отъезде в Турцию, подчиняя, однако, разрешение на временный выезд целыми семействами таким условиям и формальностям, которые бы могли охладить самое желание выезда. При этом принято за основание, что возвращение на места жительства до истечения срока, на который выдается паспорт, не только не подвергает возвращающихся никаким неблагоприятным для них последствиям, но что, имея право водвориться на своем месте жительства, они получают обратно и внесенные ими при отъезде в залог деньги, за вычетом только причитающихся с них за время отсутствия податей.

Напротив того, всякое возвращение по истечении срока, на который был выдан паспорт, если оно не может быть оправдано законными причинами, подвергает виновного последствиям, установленным законом против беспаспортных и бродяг. Издание таких временных правил могло в возможной мере достигнуть цели, которая руководила их составлением при двух условиях: 1) чтобы сами горцы не находились под влиянием такого безграничного стремления к оставлению пределов наших, которое бы соделывало всякие косвенные средства их удержания бессильными и 2) чтобы местная власть, как областная, так и уездная, проникнувшись мыслью, что правительство желает не облегчить, но всячески остановить выселение горцев, употребило бы все свое нравственное на население влияние, дабы противодействовать стремлению к уходу в Турцию.

Для этого могли бы служить как прямые увещевания, так и разъяснение изданных правил не в смысле ...венного разрешения [448] к уходу в Турцию, но в смысле установления такого порядка для временных отлучек, который, не стесняя принадлежащее всякому русскоподданному право временно отлучиться за пределы империи, вместе с тем налагает на него обязанность возвращаться в оные в срок установленный, под опасение подвергнуться наказаниям, выражающимся в отправлении в Сибирь на поселение.

Наконец, строгое и педантическое соблюдение всех тех обязанностей, которые постановлены правилами, замедляя самую выдачу паспортов, имело бы последствием противудействия тому сплошному движению большими партиями, которое проявилось в нынешнем году.

Из донесения Вашего превосходительства не усматривается, насколько местные административные и полицейские власти действуют согласно с такими имеющими служить им руководством видами великого князя наместника и насколько они проникнуты убеждением, что задача, которую они имеют исполнить, заключается в возможном с их стороны через убеждения и сношения с горским населением отклонения его от оставления места своего жительства.

Между тем из содержания приложенного к донесению Вашему письма следовало бы заключить, что горцы в изданных временных правилах видят даваемое будто бы правительством, в отмену прежнего запрещения, разрешение на переселение при условии лишь уплаты чего-то в роде денежного выкупа. Такое неправильное истолкование смысла временных правил нельзя не считать тем более прискорбным, что оно возбуждает в населении именно будто бы правительство продает им право переселиться им в Турцию.

По всему этому его высочеству благоугодно, чтобы сообщаемые мною ныне взгляды его непременно и немедленно усвоены областным начальством в сношениях его с горским населением и в образе действий относительно ухода горцев в Турцию и чтобы Ваше превосходительство неуклонно требовало от подчиненных Вам мест и лиц, чтобы они ими руководствовались.

Вместе с тем необходимо, чтобы непосредственно соприкасающиеся к горскому населению полицейские власти в сношениях в своих и оным руководились желанием приобрести доверие этого населения и убедить его, что правительство относится к нему с тем же сочувствием и попечительностью, с которыми оно заботится о смежно с ним живущем коренном русском и казачьем населении.

Обращаясь за сим к мерам, предлагаемым Вашим превосходительством для ограничения ожидаемого Вами весною будущего года посреди горцев более еще сильного движения к выселению, а также к предвидимой нами попытки бжедухов и шапсугов вынудить у правительства согласие на поголовный уход в Турцию, без выполнения требующихся временными правилами [449] условий, имею по приказанию великого князя наместника сообщить Вам следующее:

1. На всякую просьбу о дозволении поголовно переселиться в Турцию имеет быть отвечено положительным отказом; в случае проявления в среде населения какой-нибудь попытки к нарушению общественного порядка или к уклонению от исполнения требований правительства против оной имеют быть принимаемы те меры вразумления и восстановления порядка, которые указаны законом, принимая их с должною осторожностью и последовательностью, самим законом предписанными: но без всякого колебания и с целью не оставить в населении никакого сомнения в твердом намерении правительства не подчиниться никаким посторонним влияниям и никакому их прямому, ни косвенному давлению. Если Вами будет признано нужным против некоторых лиц, которые бы изобличались в роли коноводов, принять меру административной высылки, то о том представить на разрешение великого князя наместника, буде нужно, по телеграфу.

2. Согласно представленным Вами предположениям:

а) не изменяя временных правил для отлучек в Турцию целыми семействами, а только исполняя их в точности, ограничить количество выдаваемых паспортов в течение года известным процентом того населения, к среде которого будут принадлежать лица, просящие дозволения выехать в Турцию.

Такую норму Вы полагаете в настоящее время преждевременным определить, но во всяком случае допускаете не менее 15 % на все горское население. Признавая возможным не определять еще в настоящее время окончательно нормы и ожидая еще поэтому Ваших соображений, его высочество считает, однако, предполагаемую Вами наименьшую норму крайне высокою и изволил выразить мнение, что ее следовало бы понизить до 5 % со всего населения той местности или того племени, к которому будут принадлежать просящие дозволения отлучиться.

Такое ограничение могло бы быть объяснено самим горцам тем соображением, что так как правительство дает разрешение лишь на временные отлучки, то хотя внесение податей и обеспечивается представленными денежными залогами, но так как, кроме того, невозможно допускать отлучки жителей в таком количестве, которое бы в значительной степени уменьшало наличную численность самих обществ, на которых лежат и другие обязанности, кроме платежа податей, то, ввиду слишком большого числа отъехавших в нынешнем году, признается нужным, не изменяя условий для дозволения выезда, предупредить временное опустение селений определенным количеством паспортов, которые будут выдаваемы.

Что же касается порядка, в котором будут избираться те семейства, коим будут в размерах определенной нормы выдаваемы паспорта, то его высочество изволит находить возможным предоставить определение оного, либо по очереди подачи прошений, [450] либо по избранию самих обществ, либо, наконец, по постановлениям уездных начальников, ближайшему усмотрению Вашего превосходительства, с тем лишь условием, чтобы это не подало повод к произволу и чтобы, по возможности, паспорта выдавались преимущественно личностям, имеющим на остальное население неблагоприятное влияние.

б) Для предупреждения накопления отъезжающих за границу в портах, каковое, по имеющимся сведениям, в нынешнем году выразилось весьма неблагоприятными для самих отъезжающих последствиями, необходимо установить высший размер партии, которые бы могли одновременно отправляться. Такой высший размер Ваше превосходительство полагаете установить от 100 до 200 семейств; но его высочество изволит находить и этот размер, могущий выразиться в количестве от 1500 до 2000 душ обоего пола и всякого возраста, слишком значительным и полагать, что его следовало бы определить никак не выше как 40–50 семейств, подобно тому как было установлено в 1859 году при первом переселении ногайцев из Ставропольской губернии.

На настоящее мое сообщение великий князь наместник будет ожидать дальнейшего Вашего донесения.

ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 159, л. 17-19 об.