№ 336

1873 г. августа 15. – Отношение начальника Кубанской области начальнику Главного управления наместника Кавказа о желании абазинцев переселиться в Турцию и о невозможности запретить горцам продажу скота

При отзыве Вашего превосходительства от 27 декабря 1872 г. № 9562 были препровождены к предместнику моему временные правила о порядке увольнения мусульман Кубанской области за границу, изданные с целью удовлетворить косвенным образом проявившемуся в последнее время настойчивому стремлению горцев к переселению в Турцию.

Правила эти долго не сообщались народу и только в конце мая этого года объявлены были в одном Майкопском уезде, вследствие личного приказания бывшего начальника области.

Екатеринодарский уездный начальник, хотя и не объявлял повсеместно о них, но доложил мне, что не считал нужным это сделать, так как почти все горцы его уезда узнали о существовании этих правил в полной подробности, и что он при всяком удобном случае знакомил их с ними. Баталпашинский же уездный начальник объявил о них только в июле месяце.

Объявление правил последовало несвоевременно, как объясняли уездные начальники, из опасений, что обнародование их до окончания посевов и уборки их, ввиду выезда в Турцию, могло вызвать внезапное прекращение работ и тем произвести расстройство в хозяйстве той части горского населения, которые вследствие установления платы в 70 руб. не в состоянии будут воспользоваться разрешением к выезду.

После объявления правил горцы, увидев, что выезжать им в Турцию, безусловно, не воспрещается, перестали волноваться и надежда на скорый выезд туда занимает теперь все их мысли. Хотя по сие время из трех уездов получили разрешение на выезд только не более ста семейств горцев, но из донесения уездных начальников видно, что с наступлением осени собираются к выезду их очень много. В одном только Баталпашинском уезде горцы, за исключением абазинцев, отнеслись равнодушно к временным правилам и не помышляют выезжать в Турцию, зато абазинцы, за весьма малым исключением, все собираются к выезду. [435]

О готовности значительного числа горцев к выезду можно также судить из того факта, что в последнее время они начали усиленно продавать скот, баранов и лошадей и если на них не всегда находят покупателей на месте, то угоняют гурты свои для продажи за пределы области в надежде на лучший там сбыт.

Это последнее обстоятельство дало повод начальнику Терской области в телеграмме от 6 августа просить распоряжения о воспрещении горцам вверенной мне области пригонять в Кабарду гурты скота и баранов в виду того, что они продают их там под предлогом ухода в Турцию и тем вызывают в местном населении подражание к переселению.

Так как означенными временными правилами горцам, получившим разрешение к выезду за границу, не запрещается продавать свои имущества, то в данном случае распоряжение в смысле запрещения угонять им скот и баранов для продажи за пределы области будет равняться насильственному лишению их движимых имуществ, всякой ценности, и мера эта, несправедливая в своем основании, может повести к новым недоразумениям.

По этим соображениям и не имея в виду закона, который ограничивал кому-либо продажу своего имущества одною известною местностию, я не мог удовлетворить вполне требования генерал-лейтенанта Лорис-Меликова. Но в то же время, признавая полезным ограничить, по возможности, сношения горцев вверенной мне области с их единоплеменниками в Терской, я предложил уездным начальникам угон ими скота и баранов за пределы области не допускать без особых каждый раз на это их разрешений, а разрешения выдавать не иначе, как по представлении гуртовщиками удостоверений от аульных их обществ о принадлежности им угоняемых гуртов скота и баранов.

Обстоятельства, изложенные мною, я признаю настолько заслуживающими внимания, что считаю долгом довести о них и до сведения Вашего превосходительства.

ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 159, л. 8-9 об.