№ 301

1865 г. мая 24. – Рапорт Ахалцихского уездного начальника Кутаисскому генерал-губернатору о расселении черкесов внутри Турции в санджаках, граничащих с Ахалцихским уездом, и о попытках переселить их в Ливан

Из числа переселившихся в прошлом 1864 году из пределов Кавказа в Турцию горских племен, по распоряжению Турецкого правительства, в октябре месяце того же года были размещены более 4 тыс. семейств этих горцев на прокормление в деревнях, пограничных с Ахалцихским уездом турецких санджаков: Поцховском, Ардаганском, Чильдырском, Шавшетском в Аджарии Верхней и в Ардануке Верхнем.

Присутствие этих горцев между коренными жителями помянутых санджаков оказалось весьма невыгодным и даже тягостным для сих последних потому, что горцы, привыкшие к грабежам и вообще к жизни воинственной, какую они вели в прежнем своем отечестве, стали разорять не только район турецких крестьян, но даже и беков, поэтому они обратились к турецкому правительству с жалобами на стеснительные для них действия этих незваных грозных и беспокойных гостей, вследствие чего были присланы от правительства комиссары с предложением горцам немедленно переселиться из вышеозначенных санджаков во внутрь Турции, но они не согласились добровольно исполнить это правительственное распоряжение, после чего предложено было им, горцам, переселиться в Ольтинский округ (в Ливан), однако ж они и на это не согласились, а избрали сами место для своего поселения Кахабирский санджак, находящийся между Аджариею и Батумом, что и дозволено им турецким правительством.

Затем в начале сего мая месяца все горцы, в числе более 4 тыс. семейств, перешли из вышепоименованных санджаков на постоянное жительство в Кахабир, где уже находились на жительстве в значительном числе турецкие подданные куртины, похожие по образу их жизни на новых пришельцев горцев. Куртины эти ежегодно в летнее время переходят в числе 300 кибиток на кочевку в Поцховский и Ардаганский санджак, а также в Аджарию близ границы нашей с Турцией, так что расстояние от кочевых куртин до нашей границы не более 1,5 часа пути пешему и нет никакого сомнения, что с водворением ныне на Кахабиров голодных, обнищалых горцев, не имевших еще никакого хозяйства, они непременно перейдут вместе с куртинами на кочевку близ границы Ахалцихского уезда и оттуда будут совместно с хищниками аджарцами и куртинами производить набеги в этом уезде, к чему представляется для них удобная лесистая пересеченная горами местность нашего Коблианского участка, сопредельного с Аджарией и Поцховским санджаком, чрез которые пролегает ближайший [387] путь из Кахабира к нашей границе, как, например, от Кахабира имеются две весьма удобные дороги, из коих одна идет на бывший Шавнабатский козачий пост наш в расстоянии 26 верст от дер. Дерцель Коблианского участка, другая же дорога идет чрез Аджарское Бако и чрез гору Урема, от которой не более 20 верст до наших кордонных постов Джагисманского, Иджаретского и Зазальского. До Абастуманских же минеральных вод от Джагисманского порта 3 часа, а от Шавнабатского – 7 часов пути пешему.

По сведениям, собранным мною чрез лазутчиков, известно, что водворенные в Кахабире горцы уже похвалялись, что они основали там свою оседлость единственно только с тою целью, чтобы иметь возможность делать набеги, на вторжение в русские пределы за добычею, без которой они никак не могут существовать, не имея у себя ни рогатого скота, ни баранов и ничего другого, необходимого для сельского хозяйства...

ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 155, л. 1-3.