№ 282

1864 г. декабря 22. – Отзыв главнокомандующего Кавказской армией военному министру Милютину о тяжелом положении 10 тысяч черкесов, оставшихся в Новороссийске, и о приостановлении выселения в 1865 г. (в Кубанской области осталось до 60 тысяч человек)

Министр иностранных дел по высочайшему повелению сообщил мне копию с телеграфической депеши турецкого министра иностранных дел к посланнику Оттоманской Порты Халиль-Бею [346] относительно переселения горцев в Турцию. Турецкое правительство просит в видах человеколюбия положительно приостановить отправление горцев в Турцию до весны будущего года.

Предвидя все затруднения, которые должны встретить переселенцы по прибытии в Турцию в зимнее время и само Турецкое правительство, я еще в августе месяце предписал командующему войсками Кубанской области принять 15 октября за крайний срок отправления горцев и впоследствии, только согласно личного доклада графа Евдокимова о том, что многие из распродавших свое имущество горцев не успеют к этому сроку отправиться, разрешил отдалить его еще на две недели, с тем, чтобы из места жительства дозволено было трогаться только тем переселенцам, которые по расчету времени могли бы прибыть в Константиновское укрепление не позже 1-го ноября.

По объявлении этого распоряжения, в начале октября, из Абадзехского и Бжедуховского округов двинулись к морю до 20 тыс. душ. К сожалению, в то же самое время начались в Кубанской области небывалые проливные дожди, продолжавшиеся без перерыва более двух недель; реки выступили из берегов, мосты все без исключения были снесены и всякое сообщение за Кубанью в течение 3-х недель было прервано. Таким образом, переселенцы прибыли в Константиновское уже в начале ноября.

Там ожидали их два турецкие парохода и несколько частных судов. К 12-му ноября, когда суда эти до половины были нагружены, началась буря, дувшая непрерывно 8 дней; причем одно судно, уже принявшее 370 человек переселенцев, было сорвано с якоря и выброшено на берег у самого укрепления. Несмотря на все усилия гарнизона, из пассажиров удалось спасти только 120 человек, остальные 250 человек погибли.

Спасенные были в таком положении, что их всех тотчас же нужно было положить в госпиталь. Когда буря прекратилась, тогда пароходы дополнили свой груз и 22 ноября отправились в Кюстенджи, парусные же суда отпущены без пассажиров. На берегу у Константиновского укрепления осталось горцев не отправленных 10600 душ. Хотя все они остались без крова и без всяких средств к содержанию, но я запретил отправлять их до половины будущего марта и приказал разместить их частью в аулах, оставшихся пустыми в Натухайском и Шапсугском округах, частью в казачьих станицах Адагумского полка и Таманского округа. Для продовольствия нуждающихся отпускать каждодневно по 2 фунта хлеба или по 7 коп. на каждого взрослого и по 1 фун. хлеба или по 4 коп. на ребенка до 7-ми летнего возраста. Все эти распоряжения были сделаны мною по первому известию о случившемся.

Таким образом, Ваше превосходительство можете усмотреть, что позднее отправление переселенцев произошло по обстоятельствам, от меня не зависящим, и что последняя партия переселенцев [347] отправлена на пароходах, присланных турецким же правительством.

По последним сведениям, в Кубанской области осталось горцев всего до 60 тыс. душ, а потому я считано необходимым принять некоторые меры к тому, чтобы остановить дальнейшее переселение в будущем году, отпустить, конечно, тех, которые уже приготовились к тому.

Обо всем изложенном прошу Ваше превосходительство доложить государю императору и испросить высочайшее утверждение сделанных мною распоряжений.

ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 145, л. 8-9.