№ 269

1864 г. ноября 15. – Докладная записка командующего войсками Терской области генерал-лейтенанта М.Т. Лорис-Меликова командующему Кавказской армией о деятельности Кундухова, о результатах его переговоров по переселению чеченцев в Турцию и о нецелесообразности их расселения близ границы с Россией

В мае месяце нынешнего года генерал-майор Кундухов высказал предложение о возможности возобновить между туземцами Терской области, по примеру 1860-1861 гг., стремление к переселению в Турцию и предложил взять на себя выполнение этого дела.

Не сомневаясь в трудности выполнения означенной меры, но сознавая вместе с тем всю пользу для нас от переселения в Турцию хотя части туземных племен Терской области (чеченцев, карабулак и ингушей), я разрешил генералу Кундухову отправиться в Тифлис для представления упомянутого предложения через начальника главного штаба, на усмотрение Вашего императорского высочества.

Получив соизволение Вашего высочества на поездку в Константинополь для предварительных и негласных сношений по этому делу, генерал Кундухов по возвращении оттуда объяснил, что турецкое правительство соглашается на переселение в азиатскую Турцию 5 тыс. туземных семейств, с водворением их от Саганлукского хребта (в Карском пашалыке) через Топрах-Кале, Мелезгерд и Паткос до озера Ван.

Ввиду такого обещания турецкого правительства генерал Кундухов обратился ко мне с вопросом, должен ли он теперь же начать исподволь приготовлять умы чеченцев к предстоящему переселению с тем, что оно могло будущею весною совершиться спокойно, без всяких волнений. [327]

В личных моих докладах Вашему императорскому высочеству и в представленных мною записках я постоянно выражал убеждение, что удаление из малоземельной, густо населенной Чечни какой бы ни было части беспокойного и воспитанного в полувековой борьбе с нами племени было бы огромным шагом на пути к разрешению чеченского вопроса, а следовательно, к прочному умиротворению Терского края и водворению в нем гражданственности.

Но вместе с тем предложение турецкого правительства о поселении туземцев в сопредельных нашим владениям областях дает этому вопросу совершенно новый вид, побуждающий меня войти в рассмотрение и невыгодной стороны означенного дела.

За время последней войны и в бытность мою начальником Карской области, имев случай хорошо изучить пограничные с Россией области азиатской Турции, я беру смелость представить Вашему высочеству, как основание для обсуждения означенного вопроса, мнение свое о том, какое значение в мирное и в военное время имело бы для нас поселение 5 тыс. туземных семейств на местах, указанных генералу Кундухову турецким правительством...

Более способный к малой войне, чем всякий другой народ, туземцы Терской области, разбившись на шайки для мелких набегов, постоянно угрожая нашим сообщениям, заставили бы нас раздробить свои силы на множество небольших отрядов и таким образом совершенно парализовали бы наши действия. Кроме того, кавказские переселенцы легко привлекли бы к действиям против нас и куртинское население или, по крайней мере, сделали бы невозможным обращение на сторону России куртинских вождей, как было сделано в последнюю войну. Не менее вредно было; бы для нас соседство выселенных туземцев и в мирное время: они заставили бы нас удвоить, если не утроить, силу нашего кордона, и при всем том граница наша была бы охранена несравненно хуже, чем в настоящее время.

Таким образом, как ни благодетельно для Терской области было бы выселение из Чечни 5 тыс. семейств, но выгоды этого дела, по мнению моему, бледнеют перед массою тех зол, каковые навлекла бы на себя Россия через водворение означенного племени в сопредельных нам областях азиатской Турции. С этой точки зрения, нельзя не признать, что существующее уже дозволение водворить в упомянутой местности даже несколько отдельных поселений из наших выходцев составляет важную с нашей стороны ошибку...

Представив таким образом на благоусмотрение Вашего императорского высочества мнение свое о выгодах и неудобствах выселения туземцев Терской области на места, указанные генералу Кундухову турецким правительством, имею счастие испрашивать приказания Вашего высочества для руководства в дальнейших моих действиях по вопросу о переселении туземцев в Турцию.. При этом считаю обязанностью доложить, что разрешение [328] означенного вопроса в настоящее время может иметь три вида:

1. Согласиться на выселение туземцев в места, обещанные генералу Кундухову турецким правительством.

2. Отклонить предложение турецкого правительства о водворении кавказских выходцев в сопредельных нам областях азиатской Турции, войти с ним в сношение, не согласиться ли оно водворить означенных переселенцев за Эрзерумским пашалыком, к Ерзитагу, Диарбекиру и далее, где племена эти уже не могут быть для нас опасны, и наконец,

3. Если соглашения этого нельзя будет достигнуть в настоящее время, то отложить и самый вопрос о переселении до более благоприятного случая.

ЦГИАЛ, ф. 866, оп. 1, д. 35, л. 1-8.


К ДОКУМЕНТУ № 269

Генерал-майор Мусса Алхазович Кундухов, осетин по происхождению, принадлежал к высшему осетинскому сословию Тагаурских алдар (тагиаты, как их называют в народе). С 1859 г. некоторое время состоял начальником Военно-Осетинского Округа. Он является главой переселения горцев в Турцию в 1865 г. В Турции он был пашой и принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. в военных действиях против России. Почему Кундухов переселился в Турцию и почему он стал главой переселенцев, это не имеет большого значения постольку, поскольку самое переселение было подготовлено общим ходом завоевания Кавказа и утверждения здесь российского владычества. Тем не менее Кундухов был одним из главных вдохновителей переселения в Турцию, и документы раскрывают в достаточной степени его роль в этом. У осетин существуют интересные народные предания, связанные с именем Кундухова, как главы переселения чеченцев и осетин (Дзагуров Г. А. Переселение горцев в Турцию. Ростов-на-Дону, 1925. С. 198).