№ 219

1864 г. мая 13. – Письмо вице-консула в Трапезунде начальнику главного штаба (Кавказской армии Карцову о положении переселенцев (160 тыс.), об уходе черкесов в рекруты, о необходимости бесплатной перевозки бедных и высокой смертности среди переселенцев

Я имел в свое время доносить императорской миссии о тех затруднениях, которые встречало постоянно императорское консульство со стороны милостивых турецких властей в деле переселения горцев, – затруднения, о которых известно и Вашему превосходительству, и вместе с тем я просил императорскую миссию, если возможно, отклонить или уменьшить эти затруднения. В ответ на это г. поверенный в делах уведомил меня предписанием от 25 апреля № 251, что последовавшим между императорским и турецким правительствами взаимным соглашением относительно отправления к восточному берегу Черного моря разгруженных турецких судов и открытия двух портов Кюстенджи и Варны для русских как военных, так и коммерческих судов, зафрахтованных нашим правительством, дело переселения горцев сильно подвигается вперед, а вместе с тем устранится от этой операции частная промышленность, служащая поводом затруднениям и неудовольствиям между консульством нашим в Трапезунде и местными властями.

Действительно, турецкое правительство отрядило несколько судов, из коих четыре уже отправились за черкесами.

Предполагая, что этих судов будет достаточно для перевозки всех горцев, ожидающих на восточном берегу переселения, особенно при турецкой лени, и принимая в соображение, что Р. О. П. и Т. вероятно не будет в состоянии отправить свои пароходы по чрезвычайно ограниченному числу их, я думаю, что вывоз горцев даром на военных турецких судах будет иметь свою невыгодную сторону: судами воспользуются преимущественно люди богатые и влиятельные из горцев, имеющие возможность нанять суда за деньги, по примеру как это было до сих пор. Уже многие из [283] горцев, здесь живущих, как я слышал, снискали себе благосклонность турецких капитанов, задарив их невольницами; таким образом, нашему правительству придется нанимать суда для отвоза бедных переселенцев, что значительно увеличивает издержки, тем более, что теперь все горцы будут рассчитывать на даровой отвоз. Мнение мое уже стало подтверждаться тем, что с восточного берега воротились некоторые турецкие кочермы, не успев зафрахтоваться, хотя, по известиям с побережья, число переселенцев превышает 100 тыс. Вслед этого я принимаю смелость высказать почтительнейше свое мнение, что в виду скорейшего очищения береговой линии от горцев может было бы хорошо не допускать дарового переселения. Об этом я намекал здешнему генерал-губернатору, и он кажется разделяет мое мнение, хотя боится решиться на эту меру. Сбор за перевоз горцев на военных судах можно было бы предоставить впоследствии в их же пользу; таким образом, они поспешили бы пользоваться первою возможностью уйти с Кавказа. По сведениям, имеющимся в здешней черкесской комиссии, подтверждаемым официальными известиями наших агентов ко мне и иностранных к их консулам, настоящая численность переселенцев есть следующая [в тысячах]:

В Саридере (час езды от Трапезунда)  
Лагерь в 23 тыс. Акча-Кале (3 часа от Трап.)  
Лагерь « « «

17

Карасунде

1-300

Самсуне самом городе

70

Синопе

4-800

 

116-100

Поступили в солдаты

1-400

Отправлено в Варну во внутренность Анатолии

12-300

Умерло с начала переселения до сих пор

30-700

 

160 тыс.

Вся эта масса переселенцев, как известно Вашему превосходительству, выселена средствами трапезундскими, за исключением немногих русских судов, без денежных пожертвований со стороны нашего правительства и при самых неблагоприятных для переселения обстоятельствах, в зимнее время и при существовании карантина. Лагерь в Саридере состоит преимущественно из вновь прибывших, которых намерен Паша отправить на поселение в Трапезундский пашалык, в особенности по Эрзерумской дороге. Если это предприятие ему удастся, то большая часть торговых караванов перейдет на Грузию. Лагерь в Акча-Кале предполагается вовсе уничтожить, выселив во внутренности пашалыка остающихся там черкесов. Это делается с целью предупредить болезни, так как Акча-Кале более всего пострадала от черкесских нечистот, там буквально нельзя [284] пройти. В последнее время было дознано, что горцы скрывали у себя в палатках трупы по несколько дней и даже зарывали их тут же, дабы получить порционы и на умерших.

В Самсуне чрезмерное стечение черкесов по неусмотрительности турецких властей может повести к большим беспорядкам и несчастиям.

На последней неделе там был недостаток в хлебе. Значительные партии отсылаются во внутренность в Сивасский пашалык.

Охотников поступить в рекруты множество, но турецкие власти разбирают и берут людей на выбор. Во всяком случае мне кажется, из горцев не выйдет хороших регулярных войск.

Смертность между черкесами теперь значительно уменьшилась, за исключением Самсуна, где их умирает до 200 человек и более в день.

Ожидая с нетерпением Вашего письменного приказания ехать в Константинополь, я имею честь быть с истинным почтением и совершенной преданности, милостивый государь, Вашего превосходительства покорнейшим слугою.

ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 1114, л. 17-19.