№ 184

1863 г. декабря 12. – Письмо начальника главного штаба Кавказской армии Карцева поверенному в делах России в Константинополе Новикову о положении дел с переселением горцев

Одновременно с письмом Вашим 23 ноября я получил уведомление от г. Мошнина, что переселение горцев с восточного берега Черного моря уж началось в таких размерах, которые произвели тревогу в местных властях, не понимающих причины этого явления. Но как горцы эти (большею частью шапсуги), нам непокорные, отправляются из таких пунктов, которые нами еще не заняты и перевозятся турецкими каботажными судами, то, конечно, правительство наше не может и не должно отвечать за те последствия и затруднения, которые испытывают теперь турецкие начальства. Они сами старались поддерживать между горцами симпатии к Турецкому правительству и вражду против русских, и настоящее переселение горцев составляет естественное последствие их собственного образа действий.

Ваше превосходительство для избежания затруднений, в которые может быть поставлено Турецкое правительство переселением горцев, предлагаете два условия: 1) чтобы Порте дан был срок приблизительно хотя до мая месяца, дабы она могла приискать места для будущего водворения выходцев, 2) чтобы Константинополь и Требизонд не были указываемы им как единственные места их будущего водворения. Первое из этих условий мы можем исполнить без затруднения в отношении тех переселенцев, которые уже признали нашу власть и будут отправляться из наших портов, число таковых едва ли превзойдет 30 или 35 тыс. душ. Что же касается до переселенцев еще непокорных нам и отъезжающих из пунктов, нами не занятых, то здешние начальства не могут определить ни числа [246] их, ни времени, в которое им вздумается выехать, ибо переезды свои они совершают на турецких судах. Если бы правительство наше пожелало препятствовать этому переселению, то теперь по малому числу крейсирующих судов и по неудобному для крейсеров времени года оно не может достигнуть в этом полного успеха.

Второе условие, нами предложенное, представляет для нас более затруднений: местные начальства наши никогда не назначают и не могут назначать переселяющимся горцам мест на водворение в Турции и не дают им никаких по этому предмету обещаний.

В понятиях горцев, особенно тех, которые удалены от берега, всемогущество Турции и все блага, там их ожидающие, сосредоточиваются в Стамбуле и Требизонде, и потому каждый из них прежде всего стремится туда. Можно быть уверенным, что никакие старания местных начальств наших не в силах будут отклонить переселенцев от посещения Требизонда или Константинополя. Затем куда направить их из этих пунктов будет вполне зависеть от Турецкого правительства, и мы в этом деле можем иметь только один интерес, чтобы оно не отводило горцам места для поселения вблизи границ наших Закавказских владений.

Я очень желал бы исполнить желание Вашего превосходительства и теперь же сообщить Вам в подробности проект всех будущих наших распоряжений к переселению горцев. Но к сожалению, могу теперь передать Вам общие предложения наши относительно одних только абадзехов, ибо только они одни как изъявившие покорность будут отправляться из наших портов и на наших судах. Общее число всех их простирается до 60 или 70 тыс. душ; из них, я полагаю, никак не более половины решится отправиться в Турцию, остальные будут поселены на прикубанской равнине. Это предположение мое основано на сведениях, теперь полученных; но как правительство наше никого не принуждает к переселению и никого не задерживает, то никак нельзя ручаться, чтобы предполагаемая мною цифра переселенцев не изменилась к весне. Во всяком случае мы можем сделать распоряжение, чтобы из наших портов до второй половины апреля не вывозили переселяющихся горцев и чтобы в течение каждого месяца отправили не более известного числа семейств, например не более 4-х или 5 тыс.

Вообще переселение горцев составляет в настоящую минуту для успеха наших действий предмет первостепенной важности. Если оно будет производиться беспрепятственно, то можно надеяться, что в течение будущего лета война на Западном Кавказе будет окончена. Поэтому его императорское высочество просит Ваше превосходительство употребить все усилия к тому, чтобы Порта не противупоставила нам каких-либо затруднений в этом деле, и вполне рассчитывает на Ваше содействие.

Мысль Вашу не прерывать об этом переговоров его высочество [247] совершенно одобряет и полагает полезным эти переговоры по мере возможности длить, чтобы выиграть время до весны, когда предполагается нанести окончательный удар остаткам непокорного нам населения.

ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 1096, л. 1-2.