№ 178

1863 г. декабря 5. – Письмо поверенного в делах России в Константинополе Д.С. Новикова начальнику главного штаба Кавказской армии Карцеву о результатах переговоров с турецким правительством о принятии переселенцев и об условиях, выставленных Турцией в связи с ожидаемым массовым переселением в 1864 г.

Возвратившись сейчас от турецкого министра иностранных дел и не имея времени с сегодняшним же пароходом изложить Вашему превосходительству всех подробностей объяснений моих с Аали-Пашою по поводу готовящихся переселений в Турцию абадзехов и других горцев, спешу сообщить Вам, милостивый государь, главные результаты наших переговоров.

Вопрос этот по верности своей был подвергнут обсуждению Совета Министров и решение, которое последовало в третьегоднишнем [236] его заседании, было передано мне сегодня Аали-Пашою в следующих общих чертах.

Турецкое правительство не отказывается принять в пределы своей империи кавказских горцев, желающих переселиться в оную массами. Но само собою разумеется, что оно может допустить переселения в больших размерах только на двух условиях, без которых исполнение оного было бы материально невозможно:

1) чтобы Константинополь и Трапезунд не были указаны переселенцам как единственные пункты их будущего сосредоточения и водворения. Соглашаясь принять их у себя, турецкое правительство представляет себе право выбрать и назначить те местности, по которым они могли бы быть удобнее распределены.

2) чтобы Порте дан был срок приблизительно хотя до будущего мая месяца, в продолжение которого она может озаботиться приисканием мест для будущего водворения выходцев и предотвратить затруднения, сопряженные с передвижением народа целыми массами.

Неизлишним считаю прибавить, что на вопрос Аали-Паши, на какое примерно количество переселенцев нужно рассчитывать, я не дал, да и не мог дать ему положительного ответа, но чтобы не слишком запугать его с первого раза, я назвал ему 50 тысяч, и уже эта цифра привела в сильное недоумение.

Приняв к сведению вышеозначенное решение Совета Министров для донесения о том его императорскому высочеству, я, однако, объяснил Аали-Паше невозможность, в которую мы поставлены: независимо от переселения горцев к извечному сроку целыми массами препятствовать частным их переселениям в Турцию в это промежуточное время.

Не могу скрыть от Вашего превосходительства, что весь план переселения горцев в Турцию, как и следовало ожидать, приводит здешнее правительство в большое смущение, а потому данный мне Аали-Пашою ответ может уже считаться весьма удовлетворительным результатом.

Доводя о вышеизложенном до Вашего, милостивый государь, сведения для доклада его императорскому высочеству и в ожидании дальнейших Ваших указаний, я полагал бы, что было бы полезно продолжать начавшиеся переговоры наши с Портою по этому делу, чтобы не давать ей времени одуматься и переменить намерение, а напротив, дальнейшими объяснениями с нею скрепить принятые уже ею на себя обязательства. В том отношении я был бы весьма обязан Вашему превосходительству или бы Вам угодно было сообщить мне для отзыва турецкому министру иностранных дел соображения Ваши о наиболее удобном приведении в исполнение частностей плана переселения, о приблизительном количестве ожидаемых в Турцию выходцев, о возможных льготах по определению сроков и пр.

ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 1097, л. 1-2.