77. Предписание генерал-адъютанта Паскевича генерал-лейтенанту князю Вадбольскому, от 14 февраля 1827 года № 316. Сел. Туркменчай.

Для сведения вашего сиятельства препровождаю у сего выписку из заключенного в Туркменчае в 10 день сего февраля трактата, содержащую в себе статьи: XIII об освобождении пленных и XV о всеобщем прощении, даруемом Его Величеством шахом персидским всем жителям и чиновникам области Азербейджанской, и обеспечении тех из них, кои пожелают переселиться в российские пределы. Последнюю из них прошу ваше сиятельство опубликовать немедленно в местах расположения вашего отряда во всеобще известие и стараться исполнять сие самым действительным образом, дабы каждый мог знать содержание сей статьи.

Там же.

Статья XIII.

Все военнопленные, захваченные с одной или другой стороны, как в продолжение последней войны, так и прежде оной, совокупно с теми из подданных своих правительств, которые попались в неволю в какое то не было время, возвращаются все по истечении четырех месячного срока, и после снабжения их съестными припасами и другими нужными вещами они препровождены будут в Аббас-Абад, чтобы быть переданными комиссарам с обеих сторон, назначенным для принятия их и для дальнейшего препровождения их во свояси. Высокие договаривающиеся державы поступят подобным же образом касательно всех военнопленных и всех подданных русских и персидских, попавших в неволю, которые бы не были возвращены в предназначенный срок, как по причине отдаленности мест, где они находились, или по каким-либо другим причинам или обстоятельствам.

Оба правительства сохраняют себе нарочитое неограниченное [135] право их требовать во всякое время и они обязуются обоюдно возвращать оных по мере, как будут являться, или как их требовать будут.

Статья XV.

В благодетельном и полезном намерении водворить спокойствие в своей державе и отклонить от своих подданных все, что могло бы умножить бедствия, причиненные им войною, которая столь благополучно окончена настоящим трактатом, Его Величество шах дарует полную и совершенную амнистию всем жителям или чиновникам области Азербейджанской. Ни один из них, без исключения звания, не должен быть преследуем или беспокоен по причине его мнения, его деяний или поведения во время войны, или временного занятия области Азербейджанской российскими войсками; кроме сего, дается им срок одного года, считая со дня сего, для свободного перехода с своими семействами из владений персидских во владения российские; для вывоза и продажи их движимого имения ни правительство, ниже местные начальства не могут всем им делать малейшего препятствия, ниже взыскивать малейших пошлин или взысканий с имуществ, или вещей проданных, или вывозимых ими; касательно же недвижимого имущества дается им пятилетний срок для продажи оного или распоряжения оным другим образом.

Исключаются из сей амнистии те, которые в вышеозначенном сроке одного года учинят какое-либо злодеяние или проступок, влекущий за собою наказание судом.

Там же.