76. Предписание генерал-адъютанта Паскевича начальнику 2-й уланской дивизии генерал-маиору барону Розену, от 13-го февраля 1828 года, № 201. — Деревня Туркменчай.

Назначая ваше превосходительство для принесения в Тегеране поздравлений о заключенном мире Его Величеству шаху персидскому, предлагаю вам к исполнению:

1) Для составления свиты вашей командируются с вами флигель-адъютант граф Толстой, генерального штаба штабс-капитан Коцебу, один из адъютантов ваших, нижегородского драгунского полка прапорщик Дракули-Критинос и переводчики — штабс-капитан Корганов и армянин Карауглаков; сверх того возьмите для конвоя от 15-ти до 20-ти человек улан при одном офицере.

2) О числе имеющих следовать с вами лошадей и катеров, как, собственно, ваших, так офицерских и казенных, равно о числе денщиков офицерских (которых ваше превосходительство имеете назначить сами по собственному вашему усмотрению), также какое число нужно вам будет взимать обывательских лошадей или катеров извольте благовременно уведомить от себя министра иностранных дел персидского двора Абдул-Гассан-хана.

3) При следовании вашем на пути, равно в самом Тегеране, старайтесь разведывать о всех русских пленных, находящихся в разных местах Персии и в прислугах у чиновников и, составив список оным, потребуйте от тамошнего правительства возвращения их в отечество. Обратите особенное внимание ваше на пленных наших, находящихся в Испагани, где, сказывают, составлен из них целый баталион; настаивайте, чтобы они непременно были возвращены в Россию, для точного исполнения чего [131] постарайтесь отправить туда штабс-капитана Коцебу, на коего особенно возложите сие поручение. Необходимость меры сей представьте персидскому правительству в следующем виде:

Российское правительство желает чистосердечного сближения с персидским и восстановления полной доверенности, почему весьма полезно для обеих сторон, чтобы при исполнении условия о предмете столь важном не произошло какого-либо сомнения, могущего иметь неприятные последствия, удобное средство отклонить оные, допустив участие в сем деле российского чиновника. Отправление его в Испагань также необходимо, ибо, по имеющимся у нас сведениям, там находится более 500 человек сформированных в одну команду и потому весьма важно, чтобы насчет отправления их не произошли какие-либо неприятности, чего российское правительство всячески желает избегать в будущих сношениях с Персиею, о расположении которой будет судить по первым с ее стороны принятым мерам.

4) По 13-й статье Туркменчайского договора персидское правительство обязано в течение 4-х месяцев доставить в Аббас-Абад на собственном иждивении всех наших как военных, так и других пленных, без различия времени, в которое они взяты, если же по какому-либо случаю кто-либо из них остался в Персии, то нашему правительству и впоследствии предоставляется право вытребовать их; на основании чего имеете ваше превосходительство поступить по сему предмету нижеизложенным образом и дать надлежащее наставление штабс-капитану Коцебу:

а) Собрать все возможные сведения о разного рода пленных наших, рассеянных в Персии; пленных, могущих встретиться в пути следования, обнадеживайте, что в назначенный срок они непременно будут возвращены. Имеющиеся уже списки о пленных при сем препровождаются.

б) В Тегеране объявить следует, что нашему правительству известно уже, где пленные наши находятся, и потому настоять, [132] чтобы посланы были везде приказания о сборе их в условленные пункты.

в) Потом надлежит стараться отправить штабс-капитана Коцебу в Испагань для дальнейшего собрания сведений о пленных и для выступления с находящимися там в российские пределы, употребляя все средства для удобнейшего прохода и сбережения их. Предложите, чтобы персидский чиновник, с ними следующий, был обязан получать от штабс-капитана Коцебу квитанции в удовлетворении пленных всем надлежащим. Если бы не позволили штабс-капитану Коцебу ехать в Испагань и увидите, что разными отговорками стараются отклонить сие, то узнайте, по возможности, имена наших пленных или по крайней мере число оных, и после последней аудиенции вашей подайте ноту об оных и скажите, что, если они ее будут возвращены, то такое же число людей и даже чиновников их будет с нашей стороны удержаны.

г) Если по отдаленности не было возможности некоторых пленных собрать в скорости, то сие не должно задерживать отправление других, но нужно составить подробные списки и взять обязательство
от персидского правительства о возвращении их в определенный срок.

д) Есть некоторые пленные, проданные туркменцам; узнавши имена их, потребуйте, чтобы их возвратили и старайтесь получить о том обязательство от персидского правительства.

е) Может быть, о некоторых пленных будут отзываться, что они сами не желают возвратиться, то в таком случае пошлите узнать секретно об их желании и поступите в отношении их сходно с предыдущим пунктом. Если бы некоторые пленные, быв силою принуждены к соблюдению наружных обычаев магометанской веры, опасались бы возвращаться по сей причине в Россию, то обнадежьте их в милосердии российского правительства и снисхождении оного к бедственному положению, в коем они находились; персиянам же скажите, что таковых людей нет причины [133] удерживать, ибо они могут быть магометанами и подданными русскими.

ж). Для разных издержек, могущих встретиться к успешному исполнению возлагаемого на штабс-капитана Коцебу поручения, снабдите его суммою двухсот червонных и доверенностью на получение в случае надобности таковой же суммы от доктора Маркуля.

з) Прикажите штабс-капитану Коцебу извещать нашего комиссара в Тавризе о положении, в каковом будут находится наши пленные, о всех собранных об них сведениях и о мерах, принимаемых персидским правительством с тем, чтобы сей комиссар доносил о том мне и извещал того, на кого возложен будет размен пленных.

5) Выполнив возлагаемое на вас поручение к шаху, ваше превосходительство можете отправиться из Тегерана обратно, при чем не упустите представить мне все вами собранные сведения о пленных.

6) Ваше превосходительство секретно извольте заняться собранием известий о положении Персии, о влиянии, произведенном нынешним миром, и о намерениях и видах персидского министерства.

7) На путевые и другие могущие у вас встретиться издержки извольте ваше превосходительство взять тысячу червонцев из имеющейся у вас экстраординарной суммы, присланной для отряда бывшего в Миане, и сверх того — семьсот пятьдесят червонцев получите от войскового старшины Ускова, равно и некоторые вещи для подарков персидским чиновникам, могущим оказать вам услуги. Из вышеозначенной суммы имеете ваше превосходительство также произвести столовые деньги: вашему превосходительству по 150 червонцев, флигель-адъютанту полковнику графу Толстому по 25, генерального штаба штабс-капитану Коцебу, адъютанту вашему, прапорщику Дракули, конвойному уланскому офицеру и переводчикам каждому по 17-ти, а конвойной команде по 40 червонцев в месяц.

Там же.