18. Рапорт генерал-лейтенанта князя Вадбольского управляющему корпусным штабом, генерал-лейтенанту графу Сухтелену, от 27 декабря 1827 года. — Лагерь при сел. Деда-беглы.

В рапорте моем к вашему сиятельству от 24 декабря за № 5 я имел честь изложить вам подробности дела касательно подозрений на Шукур-хана Шахсеванского, в сношениях его с персидским правительством насчет неприязненных действий против русских и что буду ожидать вашего уведомления с разрешением господина корпусного командира. Теперь же, видя большую остановку в сборе и доставлении продовольствия для отряда и полагая единственным виновником сему вредное и решительное влияние на жителей Мешкинского округа сего хана, я решился отправить его в Тавриз к генерал-маиору барону Остен-Сакену с нарочным казачьим офицером и 10-ю казаками, под предлогом личного объяснения его с генералом насчет представленных им мне обстоятельств местного управления. Из представляемой при сем вашему сиятельству в оригинале и с переводом его записки вы усмотреть изволите предмет сих обстоятельств. [36]

В отношении моем к генерал-маиору барону Остен-Сакену, изложив дело сие и прилагая копию по оному с повеления господина корпусного командира, последовавшего ко мне от 7-го декабря за № 1516, я предложил ему сейчас же донести его высокопревосходительству о прибытии упомянутого хана в г. Тавриз и ожидать его повеления.

Сего числа я получил бумагу от Мамед-Кули-хана Агарского, которую в оригинале и с переводом также имею честь представить вашему сиятельству.

Не получив на сей предмет никакого повеления ни от господина корпусного командира, ни от вас, я и не мог приступить с распоряжениями моими к исполнению, излагаемого сим ханом в письме его. Обязанностью поставляю на сей счет представить вам, что сия экспедиция представляет много невыгод и затруднений для отряда левого фланга, отделением для оной значительного числа войска в сравнении наличного состояния оного даже невозможным, ибо:

Больных теперь в лазарете лежит уже за 200 человек.

На мельницах для приготовления провианта 100 человек.

При печении хлеба и изготовлении сухарей 90 человек.

Для присмотра за транспортным и порционным скотом, размещенным в 28 селениях, в каждом по 4 человека, всего выходит людей 112.

На постах, учрежденных по черте сообщения между Мешкином и г. Тавризом, 100 казаков.

Сверх сего расходу людей: постоянные разъезды казачьих партий к стороне Ардебиля; партия же казаков, по неимению другого сообщения с Карабахом, находится всегда в отлучке для доставления накопляющихся бумаг к Асландузу. Лагерные и другие караулы и ежедневные расходы людей для собирания бурьяну на печение хлебов, на варение каши и для привозки из селений фуражу — совершенно опустошают лагерь; так что полки едва ли, в случае сбора, в состоянии выставить по 200 человек для бою. [37]

Я убедился еще большею причиною представить вашему сиятельству изложение сих невыгод, получением следующих известий из Ардебиля, доставленных мне через татарина, посланного туда по моему вызову, Нурали-ханом, братом Ата-хана, что будто бы из Талышинского ханства прибыло в Ардебиль 300 стрелков с Али-хан-беком Кенгерлынским; из Халхо 100 человек таковых же с Ахмед-беком; и от Аббаз-Мирзы с Кассим-ханом-Туфанчи-Баши . 00 человек конных куламов.

При сем также он привез известие, что ардебильцы и талышинцы желают только прибытия российских войск, дабы изъявить свою преданность; впрочем, слухи сии суть народные.

Вместе с сим имею честь представить вашему сиятельству дислокацию квартирного расположения войск левого фланга, составленную генерального штаба полковником Энгольмом; я буду ожидать разрешения вашего к исполнению оной, как равно и карту.

Там же.