77. Рапорт полковника князя Севарсамидзе генерал-адъютанту Паскевичу от 12-го мая 1827 года № 53. — Лагерь при крепости Эривани.

Обязанностью поставляю подробно довести до сведения вашего превосходительства, что начальник шадлинского народа Аслан-султан пред сим присылал ко мне своего брата Келбалай-султана для узнания скоро ли войска наши придут к Эривани, и в сию ночь прислал ко мне с письмом чиновника Рустем-юзбаша, чрез которого наказывал сказать мне, чтобы довел бы я до сведения вышнего начальства, что хотя имел неоднократное приказание от сардара и Гассан-хана перейти ему с народом за Аракс, первоначально уклонялся и под разными предлогами не выполнял. Сардар, видя его неповиновение, предписал Наги-хану с конницею разграбить Аслан-султана с народом; имущество и скот их отдает ему, а семейства приказал доставить к нему. Узнав о сем, султан и народ заняли крепость Асан-кале около Гокчи и Наги-хан не мог решится напасть, они там остались до сего времени; еще велел мне сказать, что брат Наги-хана Мирза-ага по совету его не перешел с народом за Аракс, а остался в Даралагезе; по заверению его и бывший карабагский Мехти-хан находится там и кроме сего ручается он, что Эриванского ханства агалары и кевхи имеют к нему доверенность и что, без сомнения, склонит он весь народ возвратится под покровительство Императора Российского, только бы я заверил их именем Государя, что нашим главнокомандующим будут приняты [81] милостиво и не останутся без должного награждения какого будут заслуживать; с помощью чиновников и всего парода татарского и армянского надеется вывести и сарбазов Эриванского ханства из крепостей Эриванской и Сардар-Абадской, в коих останутся только ханские сарбазы итуфанчи-мазандаранские.

А для лучшего удостоверения в преданности его к Государю нашему, когда прибудет в Эривань корпусный командир, господин генерал-от-инфантерии генерал-адъютант и кавалер Паскевич, известил бы я его; тогда он приедет к его высокопревосходительству; как уже мне известно и прежде, что во время прибытия графа Гудовича в Эривань дядя его Халил-султан первый пришел с народом, на что склонил и многих; но по возвращении наших войск персияне за преданность к нам выкололи ему глаза и разграбили имение, и до сего времени фамилия их была в угнетении каджарами. Убедительно просит не замедлить ответом, ибо народ весь ожидает с нетерпением.

Сверх сего уведомляет, будто бы наши войска из Карабага пошли к Худаферинскому мосту и Абасс-Мирза выслал свои войска под командою Ала-Яраана будто бы сломать мост, дабы воспретить нашим переправиться, и слух у них носится, что Фетх-Али-шах собирает войска и сам намерен придти на помощь. К Эривани назначен Мамед-Али-Мирза с двадцатью тысячами. Абасс-Мирза придет, когда соберет всю свою пехоту.

Там же.