142. Рапорт генерал-лейтенанта князя Эристова генерал-адъютанту Паскевичу от 25-го сентября 1827 года № 507.

Получив 24-го числа сего месяца копию с предписания вашего высокопревосходительства от 15 сентября за № 79 на немецком языке, почтеннейше донести честь имею следующее:

Хотя, сходно словесным и письменным повелениям вашего высокопревосходительства, угодно было вам, чтобы 6-го числа сего месяца оставил я пост Кара-бабинксий и подвинулся к крепости Абасс-Абаду, но я не имел никакой возможности исполнить сего по следующим причинам: по отбытии вашего высокопревосходительства пост Кара-бабинский со всеми транспортами, госпиталем, артиллерийскими и парковыми табунами, находился только при двух не сильных баталионах Тифлисского пехотного полка; я, не имея возможности вместе поднять всех тяжестей, не мог ни выступить, ни [203] отправить оные в Абасс-Абад до прибытия бригады генерал маиора Панкратьева, которой часть только, именно 7 рот, прибыло в Кара-бабу 6 сего месяца; по приходе их немедленно отправил я в крепость Абасс-Абад в прикрытии баталиона Тифлисского пехотного полка госпиталь и часть тяжестей артиллерийского и инженерных ведомств № 7, 8 и 9 даже не мог я двинуться за неприбытием остальных 9 рот бригады генерал-маиора Панкратьева, которая, будучи раздроблена, для конвоирования транспортов до сих пор не вся еще прибыла к отряду, ибо две роты Нашебургского пехотного полка и теперь находятся в пути, одна с воловьим, другая с верблюжьим транспортами.

Опасение же насчет движения Керим-хана никогда не могли бы остановить выступления моего, ежели бы я имел достаточно войск, с коими тотчас, сходно с повелениями вашего высокопревосходительства, мог бы двинуться. Баталион Козловского полка, находившийся на разработке дороги, точно был удержан в горах для прикрытия табунов, но он пробыл там не более суток, после чего 9 сего месяца присоединился е отряду.

Сходно с волею вашего высокопревосходительства не мог я к 9 числу очистить поста Кара-бабинского, ибо и ныне по причине все еще приходящих из Герюсы отправляющихся транспортов и обратно самые Герюсы для безопасного следования транспортов и для охранения там находящегося провианта остается занятым двумя ротами Нашебургского пехотного полка.

Находя подвоз продовольствия весьма важным, не решился оставить без прикрытия оного и полагаю, что еще до сего времени должен он быть занят войсками нашими.

Сходно с предписанием вашего высокопревосходительства генерал-маиору князю Вадбольскому от 29 августа за № 16, один баталион 41 егерского полка находится в Герюсах и занимает окружные посты, другой же находится в прикрытии транспортов следующих из Ах-оглана. В отряде же моем до сих пор не [204] имелось ни одной роты полка сего, и я не могу даже определить время присоединения оного, ибо сие зависит от движения транспортов.

Найдя возможность выступить, я немедленно двинулся к Нахичевани, но не имел еще никаких известий о том, что Абасс-Мирза с войсками своими находится в Шаруле. Узнав на походе о сем, я поспешил к нему навстречу и преследовал неприятеля до Чорса, о чем я имел честь донести вашему высокопревосходительству от 17 сего месяца № 479 из Каразиадина и из Абасс-Абада от 20 за № 482 и копии коих при сем приложить честь имею.

Из повеления же вашего высокопревосходительства я только получил одно из Нахичевани от 23 за № 18 с приложением такового же на имя князя Вадбольского, полковника князя Абхазова и генерал-адъютанта Сипягина и второе шифрирована от 6 сентября без номера, сам же имел честь рапортовать вашему высокопревосходительству положительно каждый день, доносил как о известиях о неприятеле, так и о времени постепенного прибытия войск в Кара-бабу.

По возвращении моем из крепости Абасс-Абада расположил я кавалерию верстах в 20 от оной по течению реки Алынжи, в 7 верстах от Джульфы, где кроме того найдены очень хорошие кормовые места, и командиры имеют возможность достать ячмень для поддержания лошадей, почему и просил я г. генерал-интенданта об отпуске для покупки сей генерал-маиору Сакену потребного количества денег.

23 сего месяца послал я подполковника Высоцкого с баталионом Тифлисского пехотного полка, с 2 орудиями и сотней казаков в Ордубад для содействия как Ших-Али-беку, который берется доставить в Абасс-Абад 1200 пудов пшеницы, так и нашему комиссионеру, посланному туда по сему же предмету г. генерал-интендантом.

Завтрашнего числа намерен я двинуться с отрядом в место расположения лагеря нашей кавалерии около деревни Джиланди к [205] стороне Джульфы; откуда пошлю сильный авангард для занятия Дарадизского ущелья почти оставленного неприятелем и, заняв оное, судя по обстоятельствам и известиям о неприятеле, двинусь к стороне Маранды, при чем надеюсь иметь случай обозреть оное и сделать по дороге надлежащие поправки. Для большого успеха в диверсии сей просил я генерал-маиора князя Вадбольского содействовать мне также движением части отряда за Аракс к стороне Агара, чем самым неприятель, совершенно уверенный в решительном движении нашем на Тавриз, не только удалится от правого фланга, но даже принужден будет оставить набеги, делаемые им без перерыва на границы Карабага.

Копию с отношения моего к генерал-маиору князю Вадбольскому при сем на благоусмотрение вашего высокопревосходительства представить честь имею.

Там же.