149. Рапорт астраханского гражданского губернатора генералу Ермолову от 10-го июля 1826 года № 4281.

Сего июля 6-го числа, пополудни в 5 часов, Сводный гвардейский полк отправился благополучно из Астрахани до взморья (до Житного бугра) на тех судах, на которых сюда приехал, в сопровождении командированного от Астраханского порта на военном тендере Муравей, флота лейтенанта фон Кригера, астраханского земского исправника и смотрителя здешнего судоходства; по перемещении полка сего и всех тяжестей на суда, приготовленные градским обществом, всего числом 31, последовал оный от селения Харбалей (напротив Житного бугра) в дальнейший путь к Шандруковской пристани 10-го сего июля по полуночи в 6 часов при благополучном ветре, также в сопровождении упомянутого военного судна.

Полк сей, во время пребывания в Астрахани, расположен был постоянно на своих судах, не размещаясь в городе по квартирам, как предназначено было г. астраханским комендантом; а если и входил полк церемониально в город, то для того только, чтобы нарочито отслушать в кафедральном здешнем соборе молебен. Нижние чины, по дозволению своего начальства, переезжали в небольшом числе в город по надобностям их, но все происходило с их стороны благопристойно.

Рыбинские суда назначено продать с аукционного торга, так как не могут они ни обратиться в верх по Волге, ни здесь, по конструкции своей, быть употребленными, кроме как в ломку; то вследствие требовании г. астраханского коменданта и г. полковника Шипова, по распоряжению моему, отданы в ведомство смотрителя астраханского судоходства, ибо г. командующий Астраханским портом от принятия оных отказался.

Принимая в уважение, что означенные суда, по личному объяснению г. Шипова, построены из сумм ведомства путей сообщения, полагал я приличнее поручить оные, впредь до особого [174] распоряжения, под наблюдение чиновнику путей сообщения, не имея у себя достаточных способов к сбережению и присмотру за ними.

По отношению г. астраханского коменданта от 4-го сего июля (№ 629) и вследствие предложения моего, квартирная комиссия отпустила на двадцать дней всему полку дров для варки в пути пищи, и сие сделано мною потому единственно, дабы избегнуть излишней переписки и не замедлить отправлением полка.

Из донесения моего от 3-го сего же месяца (№ 4058) ваше высокопревосходительство изволите быть известны о причинах, по коим долженствовало, для свободнейшего размещения полка и полковых тяжестей, занять, сверх нанятых 20 еще 11 судов, изготовленных для перевозки особого отрада, а потому, взамен сих последних, градское общество, именно нынешний день, кончило распоряжение, наняв вновь и 5 судов, и для освидетельствования оных отнесся я к г. командующему Астраханским портом о назначении морского чиновника.

Все издержки градского общества, употребленные на наем 31-го судна для перевозки гвардейского полка, составляют сумму 9,185 рублей 50 копеек, как видно из прилагаемого у сего в списке рапорта Астраханской городской думы от 7-го июля (№ 1,362).

О чем донося вашему высокопревосходительству, имею честь присовокупить, что следующий из Рыбинска на судах, под командою учебного саперного баталиона г. подполковника Махова, особый отряд выключенных из гвардии нижних воинских чинов 4-го сего месяца прибыл в город Саратов и того же числа отправился в предлежащий путь к Астрахани. О чем получил я отношение г. астраханского коменданта от 8-го июля (№ 659), в списке при сем с особою ведомостью о количестве людей подносимое.

Следуя строжайшей справедливости, которая служит мне всегдашним руководством в отправлении дел службы, не могу не [175] представить к благовозрению вашего высокопревосходительства усердных подвигов исправляющего должность астраханского градского главы, 2-й гильдии купца Холщевникова, который и при первоначальном найме судов для Сводного гвардейского полка, и при заботах, когда надобно было расплачиваться с судовщиками за простойное время по причине нескорого прибытия полка, напоследок при снаряжении добавочных 11 судов, когда полк пришел сюда и ему недоставало прежних судов, равным образом при найме теперь вновь судов для отряда, оказывал искреннейшее расположение к делу сему, особенное содействие и деятельность, так как в продолжение пребывания здесь полка и при отбытии оного в дальнейший поход почти каждочасно был озабочиваем к возможному того полка успокоению и удовлетворению в нужных потребностях, к чему не всякий на его месте мог бы бить способен.

Там же.