102. Отзыв начальника Главного штаба генерал-адъютанта Дибича командиру Отдельного Кавказского корпуса от 7-го марта 1826 года № 2333. — С.-Петербург.

Высочайший рескрипт, последовавший на имя вашего высокопревосходительства, на донесение ваше от 10-го января, препровождая у сего, имею честь уведомить, что государь император Высочайше повелеть соизволил отправить на усиление вверенного вашему высокопревосходительству корпуса: 1) Сводный Гвардейский полк, составленный из нижних чинов некоторых рот лейб-гвардии Московского и Гренадерского полков, участвовавших в происшествии 14-го прошедшего декабря, коим даровано Всемилостивейшее прощение; 2) нижних чинов, выключенных из полков лейб-гвардии: Московского, Гренадерского и морского гвардейского экипажа, находящихся в крепостях Выборгской и Кексгольмской, по возмущению 14-го декабря прошлого года; 3) всех нижних чинов Черниговского пехотного полка, участвовавших в мятеже, по окончании над некоторыми из них военного суда и по приведении в исполнение конфирмации главнокомандующего 1-ю армиею.

Вследствие таковой Высочайшей воли, имею честь сообщить вашему высокопревосходительству.

1) Сводный Гвардейский полк, под командою лейб-гвардии Преображенского полка полковника Шипова, о составе коего прилагается ведомость, выступил из С.-Петербурга, по препровождаемому [112] у сего маршруту, до города Рыбинска сухим путем, а от оного до Астрахани будет следовать по Волге водою на судах, нарочно для сего приготовляемых по распоряжению главноуправляющего путями сообщения, Его Королевского Высочества герцога Александра Виртембергского. Для управления следованием на сих судах назначен корпуса инженеров путей сообщения подполковник фон-Принц.

2) Нижние чины, выключенные из полков лейб-гвардии Московского, Гренадерского и морского гвардейского экипажа, имеют выступить из крепостей Выборгской и Кексгольмской и следовать по включаемым у сего маршрутам двумя партиями, под командою Учебного саперного баталиона подполковника Махова, до города Рыбинска также сухим путем, а от оного до Астрахани на судах, для управления которыми будет командирован офицер из корпуса инженеров путей сообщения. В помощь подполковнику Махову прикомандированы, для командования сими людьми, офицеры из полков Отдельного Финляндского корпуса, а для конвоирования унтер-офицеры и рядовые из Выборгского гарнизонного полка; о составе сих двух партий и о числе офицеров и нижних чинов для сопровождения их назначенных предписано подполковнику Махову по выступлении представить вашему высокопревосходительству ведомость.

3) Отправление людей Черниговского пехотного полка, участвовавших в мятеже, возложено на главнокомандующего 1-ю армиею и от коего ваше высокопревосходительство и получите особенное уведомление как о времени их выступления, так и о том, какое наказание некоторым из них учинено будет, каких преимуществ они лишились и на каком праве впредь служить должны.

Сводный Гвардейский полк до города Рыбинска будет продовольствоваться попечением командующего оным полком, посредством командированных чиновников, на правилах данных провиантским департаментом, а при следовании от Рыбинска до Астрахани провиант будет заготовляться печеным хлебом, по распоряжению также командующего полком; мясную и винную порцию [113] повелено производить на основании Высочайшего повеления, объявленного в отношении бывшего начальника Главного штаба Его Императорского Величества, генерал-адъютанта князя Волконского, военному министру 20-го июля 1817 года за № 1747, первую — три, а последнюю — четыре раза в неделю; с этого отношения копия у сего прилагается.

Команды, отправляющиеся из крепостей Выборгской и Кексгольмской до города Рыбинска, будут продовольствуемы кормовыми деньгами, а о продовольствии во время плавания до Астрахани сообщено военному министру на его распоряжение.

Дальнейшее направление из Астрахани Сводного Гвардейского полка и двух отрядов, отправляемых из Выборга и Кексгольма, равно и продовольствие их предоставляется непосредственному распоряжению вашего высокопревосходительства. Государь император предполагать изволит, что с удобностью можно перевесть их из Астрахани на судах в Слакоерицкую пристань, или другой пункт по вашему избранию. Впрочем, сей или другой способ их отправления совершенно оставляет на произвол вашего высокопревосходительства. По сдаче подполковником Маховым упомянутых двух отрядов, покорно прошу предписать ему вместе с офицерами, конвойными нижними чинами, лекарем и фельдшерами возвратиться к своим командам; равномерно должны возвратиться к своим полкам и те штаб и обер-офицеры с нижними чинами, кои будут назначены для командования и сопровождения людей Черниговского пехотного полка.

К сему имею честь присовокупить, что, сходно с Высочайшею Его Императорского Величества волею, Сводный Гвардейский полк для достижения цели, по какой назначается во вверенный вам корпус и которая объявлена в приказе, отданном по гвардейскому корпусу 17-го февраля № 22, при сем препровождаемом, должен быть употреблен в действие против горцев в полном его составе; а нижние чины, отправляемые под командою подполковника Махова из Выборга и Кексгольма, равно Черниговского пехотного [114] полка, по прибытии на Кавказскую линию, должны быть распределены в те полки вверенного вам корпуса, коим преимущественно пред прочим предстоит надобность усмирять горцев действием оружия; и так как подполковнику Махову, следующему с командами за девять переходов от Сводного Гвардейского полка, поставлено правилом не достигать тот полк в пути, то я не излишним считаю предварить о сем вас для распоряжения, чтобы при высадке той и другой команды в Астрахани, они, согласно Высочайшей воли, отнюдь не могли сходиться вместе.

В заключение сего о всех распоряжениях, кои угодно будет сделать вашему высокопревосходительству по вышеизложенным предметам, и о мере усердия, какое покажут сии отправленные войска, я покорнейше прошу уведомлять меня для доклада государю императору.

Там же.