50. Показания Рагим-бека, сына Селим-бека, ширванского от 7-го октября 1826 года. — Шуша.

Мустафа-хан, приехав из Кубы в Старую Шемаху, старался уговорить лучших тамошних беков и граждан, чтобы они бежали в Персию с подвластными им деревнями. Между тем [141] получил от шаха приказание: отправить к нему Шах-Заде, Ших-Али-Мирзу; сарбазов оставить при себе, народ ширванский в Персию не увлекать и самому оставаться в Ширвани.

В это время Мустафа-хан получил известие, что генерал-маиор фон-Краббе пришел с отрядом войск в Ширвань и расположился на речке Пирсагит, верстах в 6-ти от Старой Шемахи.

Удостоверясь в сем известии и оставив в Старой Шемахе часть своей конницы, хан приказал жителям, готовившимся переселиться, уходить в Персию, под прикрытием сей конницы через переправу Джеват, что на р. Куре; сам же Мустафа-хан отправился в Новую Шемаху и приказал своей коннице угонять через Джеват в Персию сколько можно более ширванского кочующего народа. Послал приказание Абдул-беку, своему шурину, который находился в селении Альвент, чтобы он отправился в Зардоб, взял оттуда его сына, Али-Куди-бека, и вместе ехал бы к переправе Джеват, куда и сам Мустафа-хан следом за ними будет. 4-го числа сего месяца он выехал из Новой Шемахи.

Ширванские беки и народ, составлявшие конницу при Али-Кули-беке, узнав о сем, тотчас от него разбежались в свои дома. Абдул-бек и Али-Кули-бек отправились с одними своими нукерами на Джеват.

Когда Мустафа-хан отъезжал на Джеват из Новой Шемахи, ширванские беки и народ прощались с ним со слезами и провожали его некоторое расстояние.

Брат Мустафы-хана, Гашим-хан, Умбай-бек и другие ширванские беки, находившиеся при генерал-маиоре фон-Краббе, с частью ширванской конницы поехали преследовать увлеченный Мустафа-ханом ширванский народ, которого часть уже обратили назад, конница сия будет преследовать до самого Джевата и возвращать народ в свои жилища.

В селении Наваги часть казенного хлеба взята неприятелем, а остальная цела.

Ширванская провинция теперь хлебом изобилует.